Адрес: Herengracht 497, 1017 BT Amsterdam
Если вы оправитесь прогуляться прогуляться по набережной канала Herengracht, то непременно загляните в дом под номером 497 - старинного, солидного, истинно-голландского особняка, над дверью вы увидите овальный белый щит с изображением черной кошки.
Если вы читали сказку Редьярда Киплинга «Про Кошку, которая гуляла сама по себе» из сборника «Вот так сказки», то сразу узнаете знаменитый рисунок, который сделал сам Киплинг.
Непременно рекомендую вам отправиться вслед за этой гордой независимой Кошкой и, позвонив в дверь, вы попадете в старинный особняк, в котором, хотя он похож на жилой дом, да и был когда-то жилым домом, на самом деле находится музей со странным названием KattenKabinet, что в переводе с голландского переводится как Кошачий кабинет. В прихожей вас встретят смотритель и две-три кошки. И пока будут оформлять ваши билеты, приласкайте кошек, особенно про рыжего не забудьте! Почему? Постараюсь вам объяснить!
Жил в прошлом веке в Голландии состоятельный финансист и милейший чудак по имени Боб Мейер. У Боба был любимый огненно-рыжий кот, которого он назвал Джон Пирпонт Морган или просто Джи. Пи. Морган в честь знаменитого американского финансиста, мецената и промышленного магната с тем же именем. Обладавший незаурядным характером кот Морган прожил со своим хозяином 17 лет, с 1966 по 1983 года. Для Мейера весьма умный, сообразительный и своенравный зверек стал настоящим другом и компаньоном. Боб обожал своего Джи. Пи. Моргана и дарил ему на день рождения дорогие подарки. Когда коту исполнился год, он получил от Боба свой портрет, на десятилетие Кот был увековечен в скульптуре, а пятнадцатилетний юбилей Джи. Пи. Моргана был ознаменован выпуском стихотворного альбома, посвященного имениннику (копию альбома можно купить в сувенирной лавке), и созданием единственного экземпляра «кошачьего доллара» - не даром же Джи. Пи. Морган был тезкой финансиста, мецената и промышленного магната!
На «кошачьем долларе», выполненном художником Аартом Клерксом, вместо портрета американского президента красуется серьезная мордочка Джи. Пи. Моргана, а священная для американцев надпись «In God we trust» («На Бога уповаем») на оборотной стороне купюры заменена надписью «We trust no dogs» («Мы не доверяем собакам»). А Джи. Пи. Морган уже при жизни вошел в историю искусства и это не будет преувеличением.
Когда в 1983 году, в почтенном кошачьем возрасте 17-ти лет Джи. Пи. Морган скончался, Боб основал Кошачий кабинет - музей памяти своего незабвенного рыжего друга. Специальный фонд, который стал к тому времени владельцем старинного, истинно-голландского особняка вместе с мебелью и всем, что там было, отреставрировал дом под номером 497 и в 1990 году разместил в нем коллекцию Боба. Так появился единственный в своем роде музей для тех, кто любит искусство и любит кошек.
В Кошачьем кабинете есть все, чему положено быть в старинном особняке: бальный зал и столовая, музыкальная гостиная и библиотека, в которой собрана литература о кошках. Здесь есть и зеркала в золоченых рамах, и хрустальные люстры, и массивные шкафы, и дубовые буфеты, и камины с каминными полочками, и канделябры, и по-кошачьи уютные кресла, и мягкие удобные кушетки, на которых можно посидеть и отдохнуть.
А на стенах и на полу, на столиках и на этажерках, в специальных витринах и на каминных полочках можно увидеть несколько сотен кошек. В этом особняке от кошек свободны разве что расписные плафоны на потолке! Здесь есть кошки-статуи из дерева и из бронзы, кошки-статуэтки из фарфора и из керамики, кошки-картины и кошки-рисунки, кошки-гравюры и кошки-плакаты, кошки-гобелены и кошки-вышивки, кошки-веера и кошки-сценические-костюмы к знаменитому мюзиклу «Кошки», фотографии великих людей с их любимыми кошками.
Здесь есть кошки всех времен и народов, кошки со всех континентов и из самых дальних стран, даже из Японии. Здесь есть кошки, изображенные безвестными народными мастерами, и есть кошки, запечатленные великими художниками: очень маленький рисунок Рембрандта «Мадонна с младенцем, кошкой и змеей» и совсем маленький рисунок Пикассо «Кошка».
Есть рисунки на тему котов Теофиля Александра Стейнлена, Генриетты Роннер Книп, Тулуз-Лотрека и многих других, но давайте посмотрим правде в глаза, возможно, вы слишком будете заняты, гладя своих новых пушистых друзей, чтобы внимательно все осмотреть и, тем не менее, рассмотрите работы художников, которые искренне любили кошек. Таков был земляк и однофамилец Боба - Сол Мейер (1877-1965). Выходец из респектабельной еврейской семьи торговцев алмазами, он променял драгоценные камни на живопись и стал художником. Кошки были его любимым сюжетом, и, когда на склоне жизни к Солу Мейеру пришла известность, искусствоведы называли его «кошачьим Рафаэлем».
Французская сюрреалистка Леонор Фини (1907-1996), женщина своенравная и очаровательная, сама была похожа на великолепную кошку. "Кошка нужна человеку для того, чтобы он мог без боязни гладить хищника", - считала Леонор. На многих ее картинах появляются кошки, но какие… Посмотрите на графический оттиск с картины Фини «Воскресный полдень» (1980): огромные сильные кошки с умными мордами обращаются с людьми, как с равными. От этой картины пробирает дрожь: кто здесь хозяин, а кто домашний любимец? С оригиналом этой картины Фини не расставалась и всегда возила полотно с собой. Леонор Фини держала дома несколько персидских котов (всего в ее долгой жизни было 19 котов!) и часто рисовала их. Большой рисунок с портретами любимых котов, который висел у Леонор Фини в спальне, недавно переселился в Кошачий кабинет.
Бальный зал носит имя Теофиля Александра Стейнлена (1859-1923). Он начинал в Париже как обычный чертежник, а стал одним из «отцов» современного плаката. Вполне можно думать , что именно кошки помогли ему сделаться такой значительной фигурой. Для парижской богемы конца 19 столетия не было зверя важнее кошки. Каких только символов – философских, поэтических, мистических – не видели в ней! И совсем не случайно легендарное парижское кабаре на Монмартре, в котором, по словам его основателя Родольфа Салиса, можно было «похлопать по плечу самых известных людей Парижа и встретить иностранцев со всех концов земли», называлось «Le Chat Noir» - «Черный кот». И совсем не случайно именно Стейнлен, обожавший кошек (его парижское жилище друзья называли «кошачьим домом»), создал для кабаре знаменитый плакат с желтоглазой, грациозной, абсолютно черной кошкой. Этот плакат, вместе с другими кошачьими шедеврами Стейнлена, можно увидеть в бальном зале.
В жизни голландской художницы Генриетты Роннер-Книп (1821-1909) были «собачий» и «кошачий» периоды. Она запечатлела сотни котов, кошечек и котят в самых разных – иногда очень забавных - жизненных ситуациях. Немного сентиментально, но очень мило!
Кошек, написанных русскими художниками, мы тоже встретим в Кошачьем кабинете. Николай Александрович Тархов (1871–1930) родился в России, был близок объединению «Мир искусства», с 1911 г. жил во Франции, где много работал, участвовал в выставках, но умер в безвестности.
Непременно загляните за окно на внутренний дворик с садиком. Невидимый с улицы зеленый дворик – непременная принадлежность голландских особняков. Дворик Кошачьего кабинета отличается тем, что в нем стоят садовые скульптуры кошек, которые не боятся жить на свежем воздухе.
Дубликаты понравившихся изображений можно приобрести в небольшом магазинчике при музее. Там же продают книги, открытки и другую сувенирную продукцию.
С благодарностью: www.maranat.de
Поделиться с друзьями: