Сегодня совершенно невозможно представить жизнь большого города, без привычного светофора.
Все началось 3 декабря 1912 года, когда Геррит Бринкман, первый регулировщик в Нидерландах, бросил вызов упрямым амстердамским участникам дорожного движения на перекрестке за Королевским дворцом. В первый день он сам и жесты его рук привлекли столько внимания, что зрителей оказалось больше, чем машин, что в итоге привело к совершеннейшей неразберихе. По сообщениям различных газет, движение в Амстердаме всегда имело «анархистскую направленность» и отличалось от других городов: «везде в мире все должны ждать, пока дорога освободится, а в Амстердаме каждый хочет быть первым», — писала Algemeen Handelsblad в 1912. Офицеры полиции контролировали движение, звоня в колокольчики, и стали «живыми семафорами», которые должны были сами решать кто и когда должен ехать. Постепенно и пешеходы, и водители привыкли к сигналам регулировщика на перекрестках, доброжелательные голландцы даже установили металлические нагревательные панели под стоящим стражем движения. Чтобы не попасть под машину, офицеру приходилось частенько переходить с одной стороны улицы на другую.
Первые эксперименты с автоматическими светофорами были проведены в 1928 году на улице Лаан ван Меердервоорт в Гааге. Первый светофор имел одно окошко и состоял из 8 неоновых колец. Если загорались 4 зеленых кольца, движение разрешалось продолжать. Когда загораются 4 красных кольца, движение останавливалось. Поначалу публика довольно беспокойно отнеслась к этой новинке. Многие ворчали и разными способами выражали свое недовольство. 17 октября 1932 года Амстердам получил первое «регулирование движения с помощью световых сигналов» на Лейдсеплейн. В этот день полицейские раздали тысячи листовок с разъяснениями цветовых сигналов.
Существуют в Нидерландах и специальные светофоры для велосипедистов, в окошках загораются красные и зеленые изображения велосипеда. На большинстве перекрестков установлены датчики, распознающие велосипедистов, они «знают» едете вы или уже остановились. Максимальное время ожидания для велосипедистов не должно превышать 90 секунд, длительная задержка их сильно раздражает. Если зеленый не переключается более чем 2 минуты, многие велосипедисты подозревают, что со светофором что-то не так, и просто начинают движение. Современное нововведение -велосипедисты, живущие в Эйндховене или Энсхеде и установившие приложение Schwung на свой смартфон, могут больше не останавливаться. Приложение связывается с умными светофорами и запрашивает зеленый свет на расстоянии.
Надо сказать, что в Нидерландах во многих городах очень креативно относятся к столь тривиальному предмету, как светофор.
В нидерландском городе Бодегравене появился весьма любопытный светофор, рассчитанный на тех, кто ни на минуту не может расстаться со своим смартфоном.
Система, тестируемая в Нидерландах, получила название Plus Lightlines. Идея довольно проста: в тротуар возле края проезжей части встраивается светодиодная полоса, синхронизированная с традиционным светофором. Она загорается красным или зелёным светом, причём такая полоса отлично видна как в тёмное, так и в светлое время суток.
Авторы проекта полагают, что не заметить такой наземный сигнал не сможет даже человек, сильно увлечённый происходящим на экране своего смартфона. Пока новая система испытывается только на одном оживлённом перекрёстке в Бодегравене, который расположен рядом с несколькими учебными заведениями. В перспективе система Plus Lightlines может быть внедрена и на других улицах.
В конце 2000 года в Амерсфорте на перекрестке перед ратушей на окошке светофора вместо традиционного человечка появилась Софи. Из газеты де Фолькскрант можно узнать, что все началось с письма инициативной группы: «Мы хотели бы представить вам новую жительницу Амерсфорта, девушку, которая проявляет себя в общественном пространстве и заботится о том, чтобы наш город становился лучше», — говорилось в сообщении. Городской совет решил просьбу удовлетворить и Софи весьма удачно регулирует потоки машин.
Теперь задорную девчонку можно увидеть на всех перекрестках между вокзалом и центром города, а также на Stadsring. Как только в городе будут установлены новые светофоры, там тоже традиционного мужчину заменит Софи. С сентября 2005 года девушка также украшает указатели для пешеходов в городе, и многие организации используют Софи в качестве логотипа Амерсфорта.
Софи также любит путешествовать. С 2004 года она переливается с красного на зеленый в Утрехте, ее также можно встретить в Хилверсуме и Харлеме. Однажды она даже съездила в Канаду, чтобы украсить светофор Виннипега.
Всемирно известная мультяшная фигурка Миффи, известная в Нидерландах как «Nijntje», была создана художником из Утрехта Диком Бруной. Пешеходам, которые хотят перейти улицу на Бийенкорфе, помогает Миффи. Муниципалитет был обеспокоен появлением таких светофоров, возможно, этот зайчик отвлекают внимание участников движения, но люди с ними не согласны! «Я на самом деле нахожу это забавным и уж точно не сбивающим с толку!» - делится впечатлением турист. Удивительно, как милая маленькая фигурка доставляет столько счастья! Надо отметить, что сам переход — это радужная зебра.
А еще есть светофор (на перекрестке Daalsesingel/Knipstraat), на котором можно увидеть однополые пары. Такие фонари были установлены в нескольких европейских городах начиная с 2015 года, чтобы привлечь внимание к положению нетрадиционных меньшинств. Первый подобный светофор в Нидерландах был установлен в городе Утрехт в марте 2016 года, чтобы привлечь внимание к проблемам ЛГБТ и немного разнообразить скучные красно-зеленые огни. Позже в том же году было решено установить такие фонари и в Хелмонде вместе с радужным переходом-зеброй, что было окончательно реализовано в апреле 2017 года.
«Светофор Kruikenzeiker» помогает жителям Тилбурга переходить улицу. Тилбург во время карнавала называется Kruikenstad. На это время жителей Тилбурга называют — Kruikenzeiker (сборщик кувшина). Название восходит к тому времени, когда Тилбург был настоящим текстильным городом и имел множество текстильных фабрик. Использование названия Kruikenzeiker связано с использованием мочи в некоторых операциях с шерстью. В прошлом моча использовалась для валяния, стирки и окрашивания. Это происходило не только в Тилбурге, но и везде, где производились простыни или шерстяные ткани. По преданию, спрос на мочу в городе был настолько велик, что жители хранили собственные выделения в кувшинах, а затем перепродавали их фабрикам за несколько центов. В результате они стали известны как «Круйкензейкеры».
В 2020 году в Неймегене появились светофоры, на которых можно увидеть мужчину с гладиолусом и женщину с рюкзаком-участницу традиционных четырехдневных пеших маршей. В июльскую пятницу, когда участники приближаются к финишу, публика преподносит ходокам гладиолусы - символ победы со времен Римской империи, когда гладиаторы тоже были осыпаны этими цветами. По этой причине въезд в город и к финишу по улице Санкт-Аннастраат во время Неймегенских маршей называется Виа Гладиола. Новые светофоры были установлены между St. Annastraat и Van Trieststraat.
Изобржения гладиолусов поместили даже на фонарные столбы!
Поделиться с друзьями: