На этой фотографии — часть коллекции из 700 тысяч артефактов, найденных на дне нидерландской реки Амстел. Средневековое оружие, кнопочные телефоны, старинные игрушки, вставные челюсти, бронзовые наконечники, украденные кошельки — все эти находки отразили многовековую историю реки и самого Амстердама (чье название буквально переводится как «дамба на реке Амстел») от позднего неолита до начала XXI века.
Когда в начале 2000-х в нидерландской столице заложили проект новой линии метро Север–Юг длиной всего 7 км, инженеры не догадывались о масштабах будущих находок. Сложнейший археологический проект растянулся на 15 лет. Экскавация сосредоточилась на отрезке между двумя чрезвычайно богатыми на артефакты из разных исторических эпох центральными улицами Амстердама — Дамрак и Рокин.
Археологи за работой под улицей Рокин. Фото с сайта belowthesurface.amsterdam
Метро строили по траектории реки, чтобы избежать соприкосновения со зданиями и не нанести ущерб историческому центру города. Для этого решили просверлить туннель глубиной 25–30 метров прямо под жилыми домами. Этого оказалось достаточно, чтобы добраться до геологических слоев 20–30-тысячелетней давности. Водный путь пришлось полностью откачивать, что дало археологам редкую возможность исследовать весь спектр когда-либо попадавших в реку предметов.
К сожалению, для экологии и к счастью для археологии, реки всегда были популярным местом для выброса разных отходов и мусора. Амстел — главная артерия города, ее течение достаточно медленное, а дно из песка и торфа — мягкое, поэтому здесь сформировалась подходящая среда для консервации различных археологических объектов от ранних эпох до современности. Прежде всего это уникальный источник находок по урбанистической истории. Самые ранние из них — природные, например, остатки моллюсков возрастом около 120 тысяч лет, когда на территории современного Амстердама располагалось море.
Раковины морских брюхоногих моллюсков Bittiumreticulatum из семейства цирициумы, 124–114 тысяч лет назад.
Первые признаки человеческого присутствия здесь относятся к неолиту и ранней бронзе (2700–1800 гг. до н. э.) Хотя окруженное торфяными болотами устье реки — не самое привлекательное место для жилья, территории у Амстела не пустовали и как минимум были местом сезонных поселений. Большая часть находок этого слоя — осколки посуды, простейшие инструменты, детали орудий, кости и зубы животных. Находки времен поздней бронзы — позднего железного века (1100–50 гг. до н. э.) более скудны и не столь разнообразны. По предположению исследователей, в эти периоды окрестности Амстела всё еще были лишь временным пристанищем кочевников.
Этот осколок от края глиняного горшка примерно 2400-2000 гг. до н.э. Орнамент линий и штриховка свидетельствуют о прямом контакте жителей прибрежной зоны Западной Голландии с другими частями Нидерландов. Фермеры и охотники из центральных Нидерландов, скорее всего, путешествовали по рекам на лодках в поисках подходящих сельскохозяйственных угодий и охотничьих угодий и в итоге они оказались в торфяных районах, где 3000 лет спустя появится новое поселение, а затем и огромный город Амстердам.
История реки постепенно оживлялась в течение римского периода (50 г. до н. э. — 450 г. н. э.), о чем говорит большое количество монет, керамики, металлических застежек-фибул. Регион Амстела начали полноценно осваивать в самом начале XI века. В течение двух следующих столетий обе стороны реки обросли многочисленными поселениями и фермами. Ключевой вклад в становление будущего центра морской торговли внесла природа — с начала XII века по региону прошел ряд сильных смерчей, которые вымыли торф со многих участков. Благодаря этому ранее закрытый регион Амстела получил широкий выход в Северное море.
Туалет, подключенный к канализации, — роскошь возрастом менее 150 лет. До этого использовались ночные горшки, которые опорожняли в выгребную яму или в канал. Были дешевые глиняные ночные горшки или более дорогие металлические. На дне этого оловянного ночного горшка 1450–1550 годов нашлась поддельная монета с латинским текстом MONETA NOVA H(?)N BRA, что в вольном переводе означает: НОВАЯ МОНЕТА ИЗ БРАБАНТА.
Чтобы обезопасить поселения от наводнений, в 1270 году в устье построили плотину, и уже к XIV веку рыбацкая деревня, расположенная на пересечении водных путей, превратилась в столицу Нидерландов — Амстердам. Здесь появляется всё необходимое для полноценной экономики: торговая гавань, артиллерия для обороны, промышленные производства. Поэтому неудивительно, что одна из самых частых находок в пластах раннего периода существования города — это багры, лодочные крюки. Их использовали для маневрирования на воде, цепляя за прибрежные сваи и подтягивая лодку веревкой. При швартовке, расстыковке или попытке уклониться от других судов багор был незаменим. Сотни утонувших крюков, найденных на небольшом участке под мостом, говорят об очень высоком судоходном трафике. Проход моста был довольно узок, поэтому там часто происходили столкновения и заторы, при которых багры роняли в воду.
В 15—16 вв. заднюю стенку очага часто облицовывали декоративным кирпичом. На этом кусочке изображены все геральдические регалии императора Карла V (1500–1558). Герб состоит из щита с императорским двуглавым орлом между двумя колоннами, по бокам которого изображены грифон и лев. Колонны представляют собой «Геркулесовы столбы», символизирующие Гибралтарский пролив, который долгое время был внешней границей известного мира. Вымпел вокруг колонн украшен личным девизом Карла V «Plus Oltre» (или «Plus Ultra»: «Все дальше»). «Далее, чем Гибралтарский пролив» намекает на открытие и завоевание испанцами Нового Света (Америки и Карибского бассейна).
По мере разрастания Амстердам становился одним из главных узлов международной торговли, поэтому его начали защищать от нежелательных посетителей. Целую оружейную коллекцию археологи нашли у разводного моста Ньиве Брюг (NieuweBrug), который был оборонным пунктом — через него обязательно проходили все суда. Алебарды, баллоки, кинжалы, а также фрагменты кольчуг и доспехов — всевозможное холодное оружие того времени — оседали на дно реки со второй половины XV века.
Оружие носили не только военные, но и дворяне, а позже и простолюдины. Некоторые из кинжалов погнуты — в таком состоянии они бесполезны, поэтому их и выкидывали. Вероятно, мост также выполнял функцию пограничного поста, и здесь конфисковывали оружие.
Это пуговица от мундира амстердамской стражи. Эти стрелки были солдатами-добровольцами, которые охраняли городские стены (Ночной дозор) и помогали поддерживать мир. Три амстердамские гильдии стражников, восходящие к 14 веку, были распущены в 1907 году. С 1828 года вступили в силу национальные правила обмундирования стражи. Эта пуговица с «городской короной», символом классической древности, с названием города, была частью униформы. На обороте написано «Х. de Heus Fab: Amst. Пуговичная фабрика Хендрика де Хеуса находилась в Амстердаме с 1796 по 1832 год, а с 1807 года производила медные пуговицы для военной формы с использованием энергии пара.
Новый мост (NieuweBrug) в 1681 году.
Еще на Ньиве Брюг и в его близи часто происходили драки и барные потасовки, о которых рассказывают многие текстовые источники. Мост разделял старую и новую части города. Ежегодным развлечением были так называемые hoopvechten: молодежь из двух противоборствующих районов устраивала драки, которые порой заканчивались смертями. Известно о шести случаях гибели во время битв на мосту между 1524 и 1552 годами, а в 1627 году драки официально запретили.
По мосту ходили и обычные прохожие, которые могли уронить или намеренно выбросить что-то в реку. Одна из частых находок — кости животных. Большую часть таким образом утилизировали мясники и торговцы, так как на них видны следы от ножей. На ближайшей к Амстелу улице располагался крупнейший в городе мясной рынок, и всё, что не удалось продать в конце дня, свозили к реке на тачке и выбрасывали прямо в воду. Однако если присмотреться к некоторым из костей пристальнее, будут видны следы обрамления. Такие шестигранные косточки копытных животных использовали для игры в бабки — именно от них произошли игральные кубики. Больше всего таких костей нашли на участке вблизи моста, где в XV–XVI веках собирались дети.
Эта удлиненная полоска кости была выпилена из средней фаланги руки или ноги крупного млекопитающего, такого как лошадь или корова. Кости, оставшиеся после убоя, использовались в производстве товаров для потребителя. Например, из этой кости высверливали маленькие круглые пуговицы, костяные кольца или плоские бусины. Бусины использовались для изготовления четок, которые были особенно модны в 15-16 веках. Маленькие бусины означали «Радуйся, Мария», более крупные бусины — «Отче наш». В результате эти плоские бусины «Отче наш» стали известны как бусины компании Патерностер. Бусины дорогих четок делались из янтаря, серебра или золота. Самые дешевые были из кости. К востоку от улицы Рокин вплоть до конца XVI в. располагалось большое количество мужских и женских монастырей. Мастерская четок Патерностер могла рассчитывать на востребованность подобных изделий в этой части города.
Кости также были основным материалом для производства всевозможных вещей. Прямые и отшлифованные должны были стать рукоятками гребешков. Из широких, испещренных круглыми дырами частей локтевой кости высверливали пуговицы, плоские бусины, четки.
В костяных отходах выделяются фрагменты козьих, овечьих и коровьих черепов с рогами. Дубильщики оставляли рога вплоть до обработки, потому что они были важны для демонстрации качества шкуры. С конца XIII века на улице Рокин располагался кожевенный завод. Большинство подобных находок относится к XIV–XVI векам — периоду развития дубильной промышленности.
О жизни города и его религиозном ландшафте того времени могут рассказать даже такие мелкие предметы, как кошерная печать — свинцовый медальон размером с монету. До сих пор существующая в Нидерландах еврейская община разделена на две группы: сефарды, которые бежали в страну в XV веке, спасаясь от испанской и португальской инквизиции, и тех, кто прибыл из Германии, Южной Европы, Центральной Азии. У каждой группы были свои скотобойни. Придя на рынок, покупатель проверял прикрепленную к ноге курицы печать, чтобы убедиться, что птица убита кошерным способом и именно членами его общины. Такие печати делали с помощью больших клещей — один сломанный экземпляр также нашли в реке.
Это фрагмент оловянной миниатюры (43 мм) конного венгерского гусара датируется 1750-1800 гг. Венгерские кавалеристы были настолько известны, что служили примером в армиях других государств. Имя Huszár превратилось в название воина «гусар», а головной убор из медвежьей шкуры kalpag в «colpack». У шляпы было длинное «крыло», которое свешивалось вниз для защиты от сабельных ударов. Игрушечные солдатики часто представляли существующие армейские подразделения. В данном случае миниатюра обозначает легкую кавалерию второй половины XVIII века. Это были популярные игрушки массового производства, большинство из которых отливались в Нойренберге или Фюрте. Первоначально это были плоские фигурки, как этот образец, но с конца 19 века они приобрели более объемную форму.
Инструмент использовали и в шерстяной промышленности для производства тканей. Гильдия суконщиков была одной из первых в Амстердаме, ее основание датируется первой четвертью XIV века. Члены гильдии следили за качеством материала и окраски тканей — с этого начиналось регулирование экономической деятельности. На специальных печатях можно увидеть герб города с одной стороны и символы на обороте, которые обозначали разные производственные процессы. Таким образом, уже около 1350 года Амстердам имел собственный товарный знак, которому доверяли во всей Европе.
Этот твердый сплющенный стеклянный шар (диаметром 105 мм, 695 граммов) датируется 1500-1800 годами известен под разными названиями на голландском языке в зависимости от их использования. Наиболее распространенным термином было «железное стекло», буквально «сглаживающее стекло», что указывает на то, что этот шар использовался для разглаживания увлажненной ткани, как утюг. Стеклянный шар «льняная гладь» (или «слик-стоун» или «сликер», «сликстоун» или «сликенстоун»), как его называли по-английски, не имел ручки, но зато можно было не бояться обжечь пальцы, так как стекло обычно не сильно нагревается. Его также называли «сияющим стеклом», потому что при длительном использовании «гладилка для белья» придавала ткани блеск. Особенно это гладильное устройство использовали для полировки привлекающих внимание деталей, таких как кепки, кружевные воротники и манжеты.
Когда столица Нидерландов превратилась в крупнейший торговый центр, появилась усовершенствованная система монет со множеством значений и номиналов. Найденная на дне Амстела нумизматическая коллекция охватывает все периоды голландской истории. С XVI по XVIII века Нидерланды делились на семь провинций, в каждой были монеты с собственным гербом и местными названиями. Дуиты, гульдены, стюверы, дукатоны — везде их чеканили по-своему, но стоимость была одинаковой — гульденом из Фрисландии можно было расплатиться в Утрехте. Нашлись и особо редкие монеты XVIII века, которые не использовались во внутреннем обращении, так как предназначались для экспорта и покупок продуктов в Азии или Голландской Индии.
До начала 20 века конные повозки были основным видом транспорта для перевозки пассажиров и грузов. Хотя корабли были более эффективны для перевозки больших грузов, лошади явно имели преимущество в скорости. Недостатком было то, что в густонаселенных городских районах лошади на полном скаку регулярно натыкались на людей и животных. Зимой по замерзшим дорогам животные двигались гораздо медленнее. Для сохранения хорошего сцепления в этих условиях под их копыта ввинчивали клиновидные железные шпильки, называемые калкинами. Термин «калкин» происходит от старого пикардийского «calcain», что означает «пятка». Эта подкова высотой 36 мм с резьбой в диаметре 12,5 мм и датируется 1841-1950 годами.
К этому времени в Амстердаме постепенно формируется средний класс, который обновил городской ландшафт новыми постройками. Прибрежная почва заполнялась щебнем и строительным мусором. В процессе экскавации археологи нашли около 72 тысяч предметов, связанных со строительством: от кирпича, черепицы, настенной и напольной плитки до 160 видов стекла и разных монтажных материалов. С продвижением по временной шкале мы можем увидеть изменения в дизайне мебели и интерьеров.
Это остатки карманных часов с эмалевым циферблатом, датируемых периодом между 1875 и 1900 годами. Возможно, они были сделаны во Франции и каким-то образом упали в воду. Первые простые часы с механизмом пружинного привода появились в 16 веке и были усовершенствованы в 17 и 18 веках. Появление карманного типа часов где-то около 1800 года позволило определять время с гораздо большей точностью. Первыми приспособлениями для измерения времени были солнечные часы. Когда солнце достигло зенита, это означало, что в Амстердаме было 12 часов, на востоке Нидерландов, однако,на несколько минут больше. Только в 1909 году по всей стране было распространено одно и то же время. Часы на церковной башне Вестеркерк стали стандартным хронометром «Амстердамского времени» (UTC +0:20).
CXVII века в центре города появляются первые торговые улицы. Известно, что самые модные и дорогие магазины с роскошной одеждой и украшениями в Амстердаме открывались на Калверстрат. Но на ближайшей к реке улице Рокин ассортимент был более обыденным. Из сохранившихся газет начала XIX века мы знаем, что здесь находились мастерские и лавки производителей столов, кресел и шкафов. Кроме всего прочего, они продавали стилизованные мебельные орнаменты — бракованными заготовками усеяно дно по одну из сторон реки. Большинство горожан из растущего среднего класса не могли позволить себе оригинальную мебель, но стремились подтвердить свой статус престижным потреблением и покупали более дешевые копии парижской продукции.
Это осколок вазы или тарелки производства Англии изображает женщину на диване, которая, как мы видим, одета в платье с короткими пышными рукавами, высокой талией и заметно широким декольте. Это было в моде около 1800 года. Позже, в 19 веке, когда получил распространение викторианский вкус, мода стала более скромной. Видимо, украшенную таким образом чашу уже не подобало ставить на стол.
Во второй половине XIX века меняется городская инфраструктура. Когда в Амстердаме ввели общественный транспорт, улица Рокин стала важной связующей осью. Вскоре к изменениям адаптировалась и городская торговля: появились магазины с более качественными товарами.
Эта маленькая латунная крышка размером 30 мм в диаметре, 1831-1840 гг., украшена портретом солдата и надписью ICI van Speijk. Это крышка для курительной трубки, она закрывала камеру трубки, чтобы горящий табак не попадал на одежду, а искры не вызывали возгорания. Что касается данного экземпляра, то портрет ван Шпейка является особенно «подходящим» украшением. Младший лейтенант ВМС Нидерландов Ян Карел Джозефус ван Шпейк был командиром канонерской лодки № 2 во время восстания в Бельгии. Когда 5 февраля 1831 года его корабль мог попасть в руки бельгийцев, он сам взорвал его, бросив горящую сигару в бочку с порохом. В то время его самоубийственная акция привела к беспрецедентному поклонению этому герою в Нидерландах.
Больше всего находок относится к периодам 1650–1725 и 1800–1875 годов. По мнению ученых, эта схема датировки отражает основные точки экономических циклов: расцвет торговли и обновление города в XVII веке, застой и упадок в XVIII веке, развитие новой инфраструктуры, принесенной промышленной революцией в XIX веке.
Свинцовая акцизная печать Российской империи, 1700–1900 гг. Ежегодно около 50 голландских кораблей совершали плавание по Балтийскому морю в Невскую губу. Печать показывает, что торговцы уплатили налог за товары.
Метр за метром археологи выстраивали физические портреты Амстела из разных исторических эпох вглубь веков. Уникальная река раскрывает историю материальной культуры города через изучение потерянных вещей, отходов и мусора. Однако, чтобы использовать находки для исторической реконструкции, сперва необходимо их идентифицировать и упорядочить.
Открытие гробницы Тутанхамона в 1922 году спровоцировало всемирное увлечение египтянами в области искусства, кино, моды и промышленного дизайна. Хорошим примером применения в автомобильной промышленности является крышка с радиатора Stutz Model AA Vertical Eight. Чрезвычайно роскошный американский автомобиль мощностью 92 лошадиных силы был эксклюзивным транспортным средством. В конце 1920-х и начале 1930-х годов их было всего несколько на дорогах Нидерландов.
Чтобы сделать находки доступными для широкой аудитории, археологи каталогизировали их, а фотограф Гарольд Страк потратил около 5 лет, чтобы сделать 35 тысяч фотографий. На сайте проекта объекты со дна Амстела можно не только изучать, двигаясь по временной шкале вглубь веков и обратно в современность, но и давать новые интерпретации, собирая из них собственный коллаж, где каждая деталь имеет свою историю, связанную с прошлым Амстердама. Коллекцию можно пересобирать не только хронологически, но и тематически. Так, группа находок, посвященная коммуникации, может начинаться со стилоса XIV века и заканчиваться мобильным телефоном начала 2000-х.
Бронзовые тарелки, такие как эта, часть барабанной установки 20-го века или оркестра фанфар, которые уходят своими корнями в оркестры янычар. Эти солдаты принадлежали (до 1826) года к элитным частям турецкой армии. В бою их сопровождали собственные музыканты, чтобы повысить их мужество и в то же время запугать врага. Инструменты, которые использовали музыканты, включали барабаны, колокольчики в форме полумесяца и тарелки. Эта музыкальная практика была принята армиями Западной Европы, где с конца 17 века возникли военные оркестры. Это, в свою очередь, повлияло на гражданскую музыку. В наши дни ни один духовой оркестр или карнавал не обходится без «турецкого барабана». А какая ударная установка без тарелок?
Сегодня часть находок (9500 экспонатов) превращена в инсталляцию на двух станциях метро вдоль эскалаторов в хронологическом порядке: от каменных орудий до кредитных карточек. Потерянные вещи вернулись туда, где их нашли — под землю.
Материалы с сайта https://elementy.ru/
Посмотреть еще находки археологов можно на сайте https://belowthesurface.amsterdam/
Поделиться с друзьями: