Недалеко от многолюдной торговой улицы Калверстрат (Kalverstraat), свернув на небольшой переулок Бегинок (Begijnensteeg), можно попасть внутрь монастырского двора. Контраст между шумной улицей и тишиной этого уединенного места просто потрясающий!
23 мая 1971 года после долгой и продолжительной болезни скончалась сестра Антония, в миру Агата Каптейн, ей было 84 года. Многие газеты напечатали скорбные заголовки, что вместе с ней закончилась эпоха бегинок в Амстердаме. «Она видела волю Божью своими глазами», — сказал декан на ее похоронах. Первые упоминания религиозной общины бегинок в Амстердаме датируются 1346 годом, в то время они занимали всего один дом Beghynhuis, но уже в 1389 году упоминается именно двор бегинажа.
О сестре Антонии известно немногое. Она родилась в Акерслоте в семье фермера-католика и была восьмой из тринадцати детей. Интересно, что она получила имя своей умершей в младенчестве сестры, которая родилась годом ранее. Когда именно Агата решила жить в Бегинхофе неизвестно. В 1926 году умерла ее мать, шесть из семи сестер были уже замужем, а единственный брат скончался на три месяца раньше. Наследство, полученное после смерти матери, позволило ей купить дом в Бегинхофе под номером 26. На тот момент Агате было 45 лет. Кроме нее в Бегинхофе в ту пору проживало всего 9 сестер-бегинок.
Бегинки – члены женских полумонашеских общин, которые объединялись для ведения совместной благочестивой жизни и помощи людям, попавшим в сложные жизненные ситуации. Название может происходить от нескольких слов: beggam – нищенствовать, beige – бежевый. Их одежда была сшита из грубой, неочищенной шерстяной ткани серо-коричневого цвета. С XV века покровительницей бегинок стала считаться святая Бегга, как считают историки, это тоже может быть связано с названием общины. Своей заступницей сестры-бегинки из Амстердама считали святую Урсулу.
Бегинки проживали в бегинажах (общежитиях), но могли жить и в отдельных жилищах. Живущие там девы и вдовы давали тайные обеты целомудрия и послушания, но в любой момент были вольны покинуть общину и возвратиться к мирской жизни и даже выйти замуж. Они не находились в подчинении какого-либо главы ордена, их жизнь регулировалась специально разработанными правилами устава. Они занимались попечением детей и покинутых жен, помогали больным, путешественникам и всем нуждающимся. При бегинажах создавались больницы и странноприимные дома, где бедные и больные содержались на деньги, собранные вскладчину или милостыню, которую получали сестры-бегинки. Они ходили по домам, посещая тяжелобольных и несли им слово Божье, омывали тела умерших, трудились даже вовремя чумы, воспитывали детей-сирот, преподавали в школах, ими же и созданными. Уединение и преданность святому Писанию облегчало «работу над самовоспитанием».
В 19-начале 20в. В общину принимали женщин не моложе 30 лет, с безупречным поведением, которые были «не запятнаны в дурных делах» и не являлись «позором родителей». Они не должны были состоять в браке (вдовы допускались) и иметь некий капитал в размере не менее 650 гульденов (порядка 25 тысяч рублей). Бегинка должна была быть в состоянии обеспечить себя сама. Сестры получали пособие, как процент с этих денег. После года испытательного срока они дали «временный обет» целомудрия и послушания.
Некоторые бегинки почтенного возраста проводили время в молитвах и не покидали двор, те кто помоложе работали медсестрами или учили детей. Одни их них занимали целый дом, другие могли позволить себе снять комнату или несколько комнат. И тем и другим разрешалось иметь слуг. Было непременное условие – родные сестры непременно должны были жить вместе
Жизнь в Бегинхофе строго размерена: месса в половине пятого утра, различные занятия, чаепитие, совместная молитва, несколько часов свободного времени и так каждый день. Сестры жили просто и трезво, хотя они и не дают обет бедности, но «должны иметь большую любовь к добродетели, бедности и простоте в убранстве».
Правила аренды 1917 года предписывали тишину до полудня и с 16-30 до 18-30.Мужчинам не разрешалось оставаться на ночь, нельзя сушить белье на улице, выбивать циновки в нерабочее время, держать домашних питомцев, исключение делалось только для одной кошки.
Сестрам позволялось давать обет бедности, тем самым они показывали, что не могут свести концы с концами и община помогала им из общего фонда.
О жизни сестры Антонии в Бегинаже почти ничего не известно. Она вела благочестивую жизнь, проводя свои дни в молитве, поклонении и добрых делах. Была известна, как человек с добрым сердцем, честная и скромная. Ее смерть закрыла страницу жизни сестер-бегинок – трудолюбивых и милосердных!
После того, как последняя бегинка покинула мир, дома в Бегинхофе сдаются в аренду одиноким малоимущим женщинам.
Изначально двор бегинажа был со всех сторон окружен водой и имел единственный вход с переулка бегинок (Begijnensteeg) через мост. Двор представляет собой череду 47 зданий, каждое со своей индивидуальностью. Большинство фасадов относятся к 17-18 в., но сами здания более старой постройки. Большинство домов в этом дворе находились в частной собственности, и их убранство показывает, что многие сестры происходили из лучших и небедных семей Амстердама.
На территории сохранился старинный деревянный дом (Houtenhuis), один из двух сохранившихся в Амстердаме (второй расположился на Zeedijk 1). Построен он был в 1528 году и является старейшим деревянным домом города. Строительство деревянных домов было ограничено после городских пожаров 1421 и 1452 годов.
В 16 в. в Нидерландах грянула Реформация! К власти приходят протестанты-кальвинисты, католические церкви разграблены и многие разрушены, католикам больше не позволяют проводить общественные мессы, эта религия под запретом. Удивительно, но, несмотря на многочисленные табу, протестантам не удалось разогнать обитателей Бегинажа, более того, они не препятствовали обычной жизни бегинок, правда, категорически запретили религиозные обряды.
Общинная церковь бегинок, в которой они молились, была отнята и перешла протестантам-шотландцам. В 18в. здание церкви было перестроено, и она становится англиканской. В наши дни ее прихожанами являются британцы, живущие в Амстердаме или туристы из туманного Альбиона. Визит в эту церковь наносила и королева Великобритании Елизавета, фотографии этого события расположены на стенах церкви. Интерьер церкви достаточно прост и строг. Самым ценным предметом считается кафедра для проповедей, которая сделана по проекту Пита Мондриана. У входа в церковь можно получить информационный листок, они подготовлены на многих языках, включая русский.
С церковью связано одно из чудес Амстердама. По преданию сестра Корнелия Аренс, на тот момент возглавлявшая общину, умирает 2 мая 1654 года. После смерти бегинок хоронили в стенах церкви, но Корнелия завещала похоронить ее тело в канаве, т.к. считала, что протестанты осквернили церковь своим присутствием. Ее воля не была исполнена, гроб с телом расположили в часовне. Наутро гроб оказался в сточной канаве и так повторялось дважды, тогда решили больше не беспокоить останки бегинки и закопали тело в канаве у газона. Рядом с этим местом можно увидеть памятную табличку.
Бегинки, лишенные церкви, не отреклись от своей веры и продолжали молиться. Прямо напротив бывшего общинного храма в 1657 году появляется тайная капелла. Снаружи это обычный жилой дом, но, минуя маленькую дверь, мы попадаем в тайную церковь с великолепным убранством. Скульптуры ангелов и святых, распятие Христа в центре, колонны с позолоченными украшениями и цветные витражи, картины и фрески, а также орган, который играет и в настоящее время. Часовню посвятили святым Иоанну и Урсуле.
Стены в церкви украшают средневековые панели, изображающие еще одно «Амстердамское чудо» и последовавшие за ним чудеса, свидетелями которых стали путешественники, пришедшие к городской святыне в надежде исцеления от болезней.
Это чудо случилось в 1345 году, когда в одном из домов Амстердама на улице Калверстрат во время последнего причастия умирающий не смог проглотить облатку, его вырвало. Облатка – лепешка из пресного теста, которую католики применяли во время причастия, аналог просфоры в православной церкви.
Хотя служанка рвотную массу выкинула в огонь, на следующий день облатка была найдена в печи целой, более того, совершенно не тронутая пламенем облатка парила над пламенем. Служанка вынула лепешку из камина, совершенно не обжегшись, и бросилась к священнику рассказать о странном событии. Каково же было ее удивление, когда она, вернувшись домой, обнаружила облатку по прежнему парящей над огнем. Просфора была признана святой реликвией, и позже все стали говорить об Амстердамском чуде.
Дом снесли, а на его месте построили деревянную часовню (Nieuwezijds Kapel), в которой поместили чудотворную облатку. Часовню позже перестроили в большую готическую церковь из камня, потому что в маленькой церкви не помещались люди, которые шли к Амстердамскому Чуду в надежде исполнить желания или исцелиться. Амстердамские легенды утверждают, что благие дела творила чудодейственная облатка. У людей сбывались мечты, желания становились явью, неизлечимые болезни испарялись, глухие - слышали, слепые становились зрячими.
Город стал местом паломничества важных гостей, среди которых были и императоры Священной Римской империи. Легенда об облатке живет до сих пор, вселяя веру и надежду для всех страждущих.
Если завернуть за старый деревянный дом, то можно увидеть несколько домовых знаков со снесенных домов (Gevelsteen) города. Раньше вместо номеров домов были вот такие таблички с изображением того, чем занимается хозяин дома, сценки из святого Писания или фамильные гербы, а были и такие, что некоторые из них до сих пор не могут расшифровать историки. Иногда добавляли что-то, чтобы отличить себя от другого подобного, например, корону. Обычно домовые знаки изготавливали из природного камня и окрашивали в яркие цвета, они были весьма привлекательным элементом здания. Располагались традиционно над входной дверью. В прошлом адрес здания мог быть указан, например, как «дом, где леопард на фасаде». Только в 1800 году в Амстердаме была введена система нумерации. В настоящее время в Амстердаме можно найти около 750 старых домовых знаков.
Бегинаж (Begaijhof) – это не только историческая достопримечательность Амстердама, указанная в любом путеводителе, но и настоящий оазис спокойствия, практически в самом центре шумного Амстердама. Другая причина заглянуть сюда – вспомнить добрым словом живших здесь сестер-бегинок и их благие дела.
Поделиться с друзьями: