Galgenveld – поля для виселиц.
В любые времена за преступление полагалось наказание. За самое ужасное - смертная казнь. Но в мрачном и жестоком Средневековье людям было мало казни. Преступника продолжали наказывать и после, в назидание другим.
Вокруг средневековых голландских городов, в самых живописных лугах, на высоких холмах и в красочных долинах располагались "поля виселиц". Нельзя было попасть в город, не пройдя через вереницу повешенных "экспонатов". Они должны были служить устрашающим фактором, удерживать людей от совершения преступлений. Но что-то явно пошло не так. Местные были так привычны к висельным полям, что ходили гулять туда как в парк. Вокруг Амстердама было 4 таких ужасных места: в Noord, возле Omval, в Westpoort и нынешней Leidseplein.
В среднем в год приводилось в исполнение около 4-6 смертных приговоров. Самое большое количество казней было совершено в 1535 году – 64 человека! Это произошло во время протестантских бунтов. Обычно казни проводили на Центральной площади, но иногда и на Ньюмаркте. В лучшем случае приговор приводился в исполнение быстро и безболезненно путем обезглавливания мечом. В худшем случае приговоренного к смерти привязывали к специальному колесу, после чего железным прутом ломали все кости. Повешение было самым распространенным способом казни для бедняков в Европе. Только знатных людей казнили через отрубание головы.
А после тело преступника выдворялось за городские стены и вывешивалось повторно на виселице или на специальном прочном шесте с горизонтальным колесом сверху (радшток). В Нидерландах даже сохранилась поговорка – он растет для виселицы или шеста. Рядом с казненным иногда подвешивали орудие совершения преступления. Например, топор, если он им кого-то зарубил.
На рисунке Рембрандта ван Рейна, сделанном в 1664 году мы как раз видим девушку преступницу и топор возле её головы. Это Элсе Кристианс, она поссорилась с хозяйкой дома, где снимала комнату и "погорячилась", воспользовавшись топором. За это она была казнена. Художник сделал её имя прославленным в веках. Кто бы мог подумать...
Когда впервые появились "поля виселиц" в Нидерландах неизвестно. Первое упоминание о них нашлось в документах 14 века. Это место представляло собой открытое пространство, на котором размещались несколько виселиц. Оно располагалось за городскими воротами, на незастроенном участке земли. И это было не случайно. В то время пустоши использовались для захоронения преступников, язычников и самоубийц. Преступники были нарушителями божьих заповедей, поэтому их тела выдворяли из города, в котором оставались лишь честные христиане.
Амстердам 1538 года на карте Корнелиса Антонисоона. Поле виселицы на Heiligeweg, нынешнем Overtoom, обведено красным. Внизу справа поле виселицы на Волевийке, Норд.
Это было примерно в 300 метрах от городской стены, вне пределов официального города. Создатель Корнелис Антонисоон не точно указал расстояния в этом месте, но оно напоминает место, где сегодня находится Лейдсеплейн.
Площадь Лейдсеплейн в наши дни.
Преступники "выставлялись" на виселицах до тех пор, пока полностью не разрушались естественным образом или с помощью животных. Считалось, что они не заслуживают достойного прощания с ними. Вопрос об организации похорон вообще не обсуждался. Останки часто хоронили в могильной яме под виселицей.
"Поля виселиц" располагались в месте, где они были хорошо видны людям, например, на лугу вдоль большой дороги или на высоком холме у воды. Должно быть, это было ужасное зрелище, тем не менее для многих посещение полей виселиц было своего рода прогулкой. Дошло до того, что некоторые из них стали местом отдыха.
Например, самое известное "поле виселиц" в Нидерландах было в городе Волевейк в Северном Амстердаме. Кораблям, входившим в город, отрывался прекрасный вид, отчасти по этой причине здесь же разместили территорию для виселиц. Из города их тоже было прекрасно видно.
Поле виселиц Волевейк в Норде, 1664 год.
То же место сегодня. Башня A’DAM Toren и хорошо просматривается здание Центрального вокзала.
Само по себе место было очень красивым. Люди ходили туда гулять и любоваться природой, при этом, родители специально приводили детей, чтобы показать им повешенных. Делалось это в назидание, чтобы росли "нормальными" и вели себя хорошо.
Многие люди находили забавным не только щекотать себе нервишки, разглядывая "экспонаты". Они испытывали удовлетворение, злорадство и радость от того, как выглядит теперь преступник.
Яма для казненных в Волевейке была зарыта в 1795 году, но так и не была официально расчищена. Это значит, что глубоко в земле еще могут быть останки преступников.
В средние века в Нидерландах было около 130 подобных мест. В городах сохранились улицы со старинными названиями и во многих из них есть слово "Galg" - "виселица". Понятно куда они вели и что на этих улицах делали. Надо признать, что подобные "выставки" были у в других странах, но голландцы такому "развлечению" были привержены больше.
6 марта 1795 года эти территории в Голландии были упразднены. В предшествующие годы уже шла дискуссия о возможной отмене, но в 1795 г. решение было принято. Это произошло практически сразу после прихода французов и провозглашения Батавской республики. Новые администраторы считали, что поле виселиц, развивает культуру злорадства по поводу смертных приговоров. И это, по их мнению, было признаком отсутствия цивилизации.
Поделиться с друзьями: