Выражение «выйти замуж за перчатку» для современного человека звучит совершенно абсурдно. Давайте вспомним, что в прошлом помолвка или брак были в первую очередь не романтическим делом, а совершенно серьезным контрактом, цель которого выигрыш той или иной стороны. Но что, если между будущими молодоженами целый океан? Вот тогда имелась возможность «выйти замуж за перчатку». Но что именно это означало?
В прошлые столетия голландские чиновники, военные и аристократы из дальних голландских колоний не имели возможности в связи со своей службой или занимаемым положением часто возвращаться на родину, и поэтому выписывали себе жен, организуя свадьбу по доверенности, когда один или оба из участников лично не участвуют в церемонии, но могут быть представленными другими людьми. Случай, при котором отсутствуют оба участника, называется браком по двойной доверенности. Невероятно, но жалование неженатого солдата было вполовину меньше, чем у женатого.
В сущности, перчатка — это довольно реалистичное изображение руки. Кроме того, это небольшой и портативный аксессуар. Поэтому он являлся логической заменой реальной руки и символом человека, о котором идет речь.
В Средние века предложение руки и сердца традиционно состояло из кольца и перчаток. Их обычно отправляли через гонца будущей невесте. Подношение можно было принять и, если верить романтичной литературе, тайно лелеять. В случае отказа дары отправлялась владельцу обратно.
Этот способ «женитьбы с перчаткой» в основном применялся, конечно, среди знатных или высокопоставленных людей. Во время свадьбы ее клали на алтарь в знак согласия или перчатку держал в руках человек, являющийся доверенным лицом жениха. Ритуал рукопожатия жениха и невесты заменялся передачей перчатки невесте или наложением перчаток друг на друга.
Хорошим примером подобного брака является бракосочетание Наполеона, где принц княжества Невшатель вступил в брак с Марией Луизой Австрийской по доверенности венценосного жениха.
Вид на дворцовый зал, где принца княжества Невшатель (Луи-Александр Бертье (1753–1815)?) ведут к Марии-Луизе Австрийской, чтобы принять ответ на брак с Наполеоном. Гравер: Карло Лазинио, по Джованни Паоло Лазинио, по Анджело Вольпини, 1810 г. Собрание Рейксмузеума.
Помолвка была важным моментом и для богатых голландских семей была равносильна подписанию брачного контракта. Жених дарил будущей невесте подарки и специальные свадебные перчатки в день помолвки в присутствии нотариуса и нескольких свидетелей, помолвка официально регистрировалась и непременно скреплялась клятвой. Только в 1838 году в Гражданский кодекс было включено, что с этого момента брачные клятвы не имеют юридических последствий. Невеста надевала свои красивые перчатки незадолго до церемонии, чтобы снять их непосредственно перед самым бракосочетанием. Потому что во время регистрации, по голландским обычаям, руки должны были быть непокрытыми.
Свадебные перчатки можно увидеть на многих женских портретах семнадцатого века, например, на портрете Джоанны Ле Мэр. Она вышла замуж за Питера ван Сона из Бреды 14 июня 1622 года в Ньиве Керк в Амстердаме. По случаю бракосочетания они изображены вместе в соответствии с традицией семнадцатого века.
Слева: портрет Питера ван Сона, мужа Йоханны Ле Мэр с 1622 года. В перчатках в левой руке. Справа: портрет Йоханны Ле Мэр (ок. 1601–1660), жены Питера ван Сона. Свадебные перчатки в правой руке. Автор обеих подвесных картин: Николаес Элиас. Пикеной, около 1622 – 1629. Коллекция Рейксмузеум.
Свадебные перчатки обычно были богато украшены: вышивка золотыми нитями, кружева и различные драгоценные камни. Вышивка, обычно, имела символическое значение. Гвоздика символизирует любовь, помолвку и брак, клубника олицетворения соблазна и чувственности, Фиалка – смирение и покровительство Девы Марии. Как ни странно, изображение устроено таким образом, что сама обладательница видела его вверх ногами.
Драгоценные свадебные перчатки не только изображались на портретах, но и бережно сохранялись для потомков. Об этом свидетельствует пара дамских перчаток семнадцатого века из коллекции Амстердамского музея. Перчатки, вероятно, принадлежали Корнелии Фагель (1619–1693), вышедшей замуж за Николааса тен Хове (1611–1679) 15 февраля 1637 года. Вместе у них было пятеро детей. Скорее всего, Корнелия носила перчатки на своей свадьбе.
Карта с текстом о происхождении свадебных перчаток, ок. 1630 – 1640. Собрание Амстердамского музея.
Несмотря на то, что брак был серьезным контрактом, раньше ему, как и сейчас, предшествовал период флирта. Удивительно, но «рукопожатия» считались ранее официальной формой предложения. Мужчина бережно пожимал руку даме и преподносил или передавал через гонца милые подарки – красивый носовой платок, украшение, монетки или даже золотую зубочистку. Если девушка принимает дары, то это считалось благосклонностью с ее стороны и возможность будущего брака.
Мужчина разговаривает с женщиной, склонившейся над прилавком в магазине. Художник-гравер: Жерар Рене Ле Виллан, 1768–1836 гг. Роскошные перчатки часто надушивались, поэтому перчаточный магазин также был известен своими сильными запахами. Коллекция Rijksmuseum.
В голландской жанровой живописи изображенные перчатки могут иметь скрытый смысл. Например, снятие перчатки — это способ показать близость, перчатки, лежащие на полу -знак легкомысленной любви, свидетельствующий о том, что изображенные лица поддерживают интимные отношения вне брака.
Художник: Виллем Питерс. Буйтевеч, ок.1616 – ок.1620. Сидящая женщина пытается соблазнить молодого человека, предлагая ему бутоны роз. Он отворачивается от нее и кладет руку на голову своей собаки - символ мудрого поводыря. Другая пара выбирает легкомысленную любовь: они оставляют перчатки — символ брака — на полу. Коллекция Рейксмузеум.
Случались и казусы, связанные с «женитьбой по перчатке». В 19 веке чиновник, вернувшийся из колонии в Нидерланды, серьезно заболел. Его юная невеста осталась в Суринаме. Мужчина написал доверенность одному из своих братьев, который положил его перчатку на алтарь во время церемонии в знак согласия. Брак был заключен, но вскоре жених умирает так и не встретившись со своей новоиспеченной женой.
В ХХ веке такая форма брака в Нидерландах была достаточно распространена. Солдаты, дислоцированные в Голландской Ост-Индии, могли уехать в отпуск в Нидерланды только один раз в год, поэтому в колониальную эпоху и сразу после Первой мировой войны многие голландские женщины выходили замуж за своих возлюбленных по доверенности (замуж за перчатку).
На старинной свадебной фотографии 1900 года, невеста в подвенечном платье позирует с портретом новоиспеченного мужа, свадебный снимок выполнен в фотоателье Жана Вассена. Ее муж, предположительно остался в Голландской Ост-Индской компании.
В наши дни муниципалитеты вернулись к практике брака по договору в пору ковидных ограничений. Разрешение на такой брак выдает министр юстиции. Лица с иностранным гражданством могут получить разрешение только в том случае, если их национальное законодательство также предусматривает такую возможность.
Свадьба в ратуше. Во время свадебной церемонии работник мэрии просит молодоженов встать и пожать друг другу руки, в нашей стране молодоженов обычно просят поцеловать друг друга. Фотограф: Сеес де Бур (1918-1985), 1980.
Поделиться с друзьями: