Пит Мондриан художник, который стоял у истоков развития современного абстрактного искусства, яркий представитель голландского движения «DeStijl» (стиль) и одноименного журнала, ставшего органом неопластицизма. В своих поздних картинах он использовал горизонтальные и вертикальные комбинации прямых линий (положительный и отрицательный, динамический и статический, мужской и женский) и простых цветов (красный, желтый, синий). Его работы обладают исключительной формальной чистотой, воплощающей духовную веру художника в гармоничный космос. В 1914 году он объяснил это голландскому искусствоведу Бреммеру в письме следующим образом: "Я выстраиваю линии и цветовые комбинации на плоской поверхности, чтобы выразить красоту самым простым способом. Природа (или, то, что я вижу) вдохновляет меня и побуждает передать ее как можно ближе к истине. Я считаю, что это вполне возможно путем рисования горизонтальных и вертикальных линий, причем это нужно делать не по плану, а руководствуясь интуицией".
Мондриан родился 7 марта 1872 года в небольшом городке Амерсфорт в семье учителя рисования, впоследствии директора местной кальвинистской начальной школы. Мальчика звали Питер Корнелис Мондраан, это уже потом для более легкого «усвоения» имени, он стал подписывать свои работы как Пит и убрал одну гласную «а» из своей фамилии. Семья будущего художника была очень набожна, именно благодаря этому, ему присущи такие черты характера, как терпение, трудолюбие, старательность и скромность.
Первые уроки живописи мальчик получил у отца и дяди, последний был студентом Виллема Мариса, творившего в стиле импрессионизм. Поэтому детские картины Пита отличались богатыми и насыщенными цветами и, по мнению наставников, передавали радость и оптимизм.
После окончания школы Пит уезжает в Амстердам и становится студентом Академии изящных искусств в 1892 году и с головой окунается в творческую атмосферу. Анализируя его работы, можно сказать, что Мондриан не боялся покидать зону комфорта. Как и любой художник, он в юности писал пейзажи. Большая часть этих ранних работ написана в стиле реализма и импрессионизма. Но даже в простых пейзажах Мондриан привносил свое уникальное видение и далеко не всегда следовал традиционным канонам живописи того времени. Художник смело разделял полотно, как ему угодно, часто заполняя большую часть геометрическим ландшафтом и оставляя небольшой кусочек неба.
Вероятно, эта готовность играть не по правилам и послужила отправной точкой в его карьере. «Если состоятельная публика требует натуралистического искусства, то художник может использовать свои навыки, чтобы писать такие картины, но их нужно ясно отличать от самостоятельного творчества», – утверждал Мондриан. Между тем, в его доме имелась стена, на которой он развешивал свои цветочные акварели и которую он показывал только близким друзьям.
Студенческие работы Мондриана содержали пасторальные образы Нидерландов и были наполнены изображениями ветряных мельниц, полей и рек. Впоследствии молодой живописец увлекся приемами пуантилизма, который привел к упрощенным формам и отказу от перспектив. На выставке, проведенной в муниципальном музее, он представил «Красную мельницу», «Деревья на Гейне в лунном свете» и ряд других ранних картин.
1911 год стал важнейшим в карьере Мондриана. Он посетил выставку современного искусства в Амстердаме. На него произвели глубочайшее впечатление кубисты Пикассо и Брак. Художник решил переехать во Францию и в 1912 обосновался в Париже. Он стал работать в жанре так называемого «высокого кубизма» и пошёл дальше своих предшественников, напрочь отказавшись от изображения предметов или природных элементов. Его кубизм аскетичен, беспредметен, почти бесцветен. Применяя различные методы, Мондриан пытался решить одну и ту же задачу: исследовать и передать при помощи геометрии и «светописи» (так он называл живопись) законы мироздания. Окончательным шагом на пути к чистой абстракции является серия работ «Пирс и океан», созданная под влиянием кубизма, в том числе, работ Брака и Пикассо. Картина, известная как «Волнолом и океан», является яркой кульминацией серии.
Годы Первой мировой войны Мондриан провёл на родине, однако после вернулся во Францию. В 1915 году произошла судьбоносная встреча с художником и архитектором Тео ван Дусбургом. Они оказались единомышленниками, и их дружба переросла в многолетнее плодотворное сотрудничество. В 1915 году Мондриан и Тео основали движение De Stijl («Стиль»). В группу помимо основателей вошёл целый ряд нидерландских авангардных художников, дизайнеров, архитекторов и скульпторов. А Мондриан начал работать над новым жанром живописи — неопластицизмом. «Первичными элементами» неопластицизма Мондриан назвал линии, геометрические фигуры и цвета. В конце концов художник решил ограничить свой «словарь» тремя основными цветами — красным, синим и желтым, — тремя основными значениями — черным, белым и серым — и двумя основными направлениями: горизонтальным и вертикальным. Это свое видение художник развивал и после переезда во Францию, а затем в Великобритании и в США.
То, что кажется неопытному взгляду случайным набором геометрических элементов, на деле является результатом многолетних экспериментов, бесценного опыта и именно это делает картины художника эстетически приятными. Мондриан говорил, что единственное гениальное изобретение XX столетия – это скотч (появившийся в 1921 году). С его помощью он и создавал свои знаменитые «решётки», наклеивая тонкие полоски на холст и закрашивая свободное пространство. При этом он мог трудиться над одной картиной месяцами, применяя математический расчёт и нанося слой за слоем, до тех пор, пока не получал удовлетворяющий его результат. Математика провозглашалась основой эстетического впечатления. В 1914 году Мондриан заявил о желании сделать абстрактное искусство классическим, сопоставимым с «архитектурой древних греков». В работе «Красный, желтый, синий и черный», ставшей одной из первых в новом направлении, доминирующий блок красного цвета уравновешивается небольшими блоками других цветов. Мондриан свои картины писал по схеме, которую специалисты называют “плюс-минус”. То есть, если рассматривать полотна художника исключительно с точки зрения того, какие формы там изображены, но можно увидеть подавляющее количество горизонтальных и вертикальных пересечений – “плюс-минус”. Художник призывал совершенно отказаться от естественных форм, считая, что исключительно абстракция способна передать все, что творится в душе человека.
Несмотря на то, что к концу Первой мировой войны, Мондриан уже завоевал себе “место под солнцем” в мире художественного творчества, он продолжает ставить самые настоящие эксперименты с цветом, формой и содержанием своих картин. В 1918 году была написана целая серия полотен, где главная фигура – ромб. Картина «Серый ромб с четырьмя линиями» основанная на четырех линиях различной толщины, является одной из самых минималистских работ художника. К 1925 году его картины были нарасхват среди элитных коллекционеров Европы.
Последующие полтора десятилетия Мондриан усердно работает, создав более семидесяти картин. Сюжеты на картинах передаются с помощью полос, обычно темных. Они ограничивают “поля” на полотнах, которые обозначают эмоцию или состояние. В 1932 году художник изображает на холстах параллельные линии, которые пересекают весь холст поверх рисунка. Пример этому: «Композиция с красным, желтым и голубым».
В начале тридцатых годов появляется картина, ставшая ключевой в этот период творчества художника Пита Мондриана. Это «Композиция с желтыми линиями». Особенность данной картины – это то, что в ней четыре широкие полосы пересекают ромб – ключевую фигуру на полотне. С этих пор Пит Мондриан начинает комбинировать все доступные ему фигуры с линиями разных цветов. Таким комбинированием художник будет заниматься последующие десять лет.
После того, как Мондриан закончил несколько серий картин с квадратами, начинается серия картин с “решетками” – это картины с очень густо пересекающимися линиями, расположенными и по вертикали, и по горизонтали.
По мере того как продолжались исследования художника, чёрные линии в его работах стали исчезать. Это видно на примере поздних картин Мондриана. С началом Второй мировой войны художник переехал в Нью-Йорк, что повлияло на его дальнейшее творчество. Его принимают очень тепло, и он устраивает несколько показов своих работ для ценителей Нью-Йорка. Газетчики окрестили Мондриана "одним из величайших беженцев из Европы". Американский период продолжался до конца жизни художника, он характеризуется новыми приемами. «Буги-Вуги на Бродвее» и незаконченная работа «Победа буги-вуги», написанные под влиянием джазовой музыки и неоновых огней Манхэттена. В обоих случаях чёрные линии исчезают, а яркие цветные блоки объединяются, чтобы визуализировать ритм музыки бугги-вуги. Картина знаменует собой кульминацию всех стилистических инноваций Пита и является знаковой работой для абстрактного геометрического искусства. К сожалению, эта глава его творчества прервалась, когда Мондриан умер от пневмонии в 1944 году в возрасте 71 года.
Нидерландский художник повлиял на всю живопись двадцатого века. Вместе с Малевичем и Кандинским он входит в тройку художников, которые положили начало абстракционизму. Стилистику Мондриана многие художники двадцатого века считали классикой абстрактной живописи и брали как эталон.
Настоящую популярность у широкой публики картины Мондриана получили после осеннего показа Yves Saint Laurent 1965 года. Дизайнер использовал цветные блоки в качестве принта для шерстяного мини-платья, которое получило название Mondrian.
Принт-решетка Мондриана пользуется большой популярностью и по сей день. Сейчас можно найти не только обувь и аксессуары, разрисованные по мотивам картин нидерландского художника, но и предметы интерьера, косметические средства, чехлы для телефона и многое другое.
Ещё в 1930-х годах французский дизайнер Лола Прусак использовала «принт Мондриана» для создания сумок и чемоданов Hermès. Позже картины художника неоднократно использовались в фотосессиях и коллекциях модных домов.
Дэвид Морган-Мар хотел назвать свой уникальный язык программирования "Mondrian", но назвал его в итоге "Piet" (именно так звучит имя художника на голландском). Программа на Piet выглядит как постживописная абстракция.
На станции метро «Румянцево» Московского метрополитена в стилистике Мондриана окрашены стены станции.
Проектировщики интерьера нового спринтера Нидерландских железных дорог, так называемого FLIRT, также были вдохновлены произведениями Пита Мондриана.