Франс Халс вместе с Рембрантом и Яном Вермеером входит в тройку великих мастеров Золотого века. Талантливый художник-портретист, который точными мазками передавал настоящую красоту людей, в обыкновенных бытовых мелочах и каждодневных поступках. Его картины сродни моментальному снимку, запечатлевшему чувства и мысли человека, а значит и саму жизнь!
Франк Халс родился в Антверпене в 1552 или 1553 году. Он был сыном торговца тканями. Около 1586 года семейство перебирается в Харлем, где художник прожил всю жизнь. Возможно, свои первые уроки живописи юный Халс получал у Карела ван Мандера. В 1610 году был принят в гильдию художников святого Луки. В 1616 году посещал Антверпен, где изучал работы Рубенса и ван Дейка.
В 1625 году он напишет картину «Святой Лука», редкий пример религиозной живописи художника. Старик сидит за столом за написанием Евангелия, за его спиной находится символ евангелиста — телец. Поясной срез фигуры и небольшой размер полотна свидетельствуют о её камерном предназначении. В 1965 году картина была похищена с выставки, проводившейся в залах Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина в Москве, затем возвращена в Одесский музей западного и восточного искусства. История похищения и обнаружения картины легла в основу советского фильма 1970 года «Возвращение „Святого Луки“».
Приблизительно в 1616 году художник женился, но брак долго не продлился, его жена скончалась, родив художнику троих детей. Два года спустя Халс взял себе вторую жену – дочь стеклодува Лизбет Рейниерсдир, женщину буйного нрава, которой городские власти несколько раз выговаривали за скандалы. Она родила ему 11 детей (причём первую дочь – через девять дней после брака), четверо из которых также стали живописцами. Общее количество художников в семье составляло примерно десять человек, включая брата, племянников и зятя Хальса, но никто не достиг высот его мастерства.
На сегодняшний день Франс Халс величайший мастер голландской живописи, но в его время художник не имел такого признания и был фактически неизвестен за пределами родного города. Портреты писал, в основном, под заказ, легко тратил деньги и никогда в жизни не знал благополучия. В конце жизни его пришлось содержать муниципалитету Харлема. Даже в 1630-е годы, когда его услуги портретиста ценились выше всего, ему был предъявлены иски от мясника, пекаря и сапожника за неоплаченные долги. В 1654 году Халс расплатился с булочником, отдав кое-какие предметы домашнего обихода и пять картин.
Портреты Франса Халса отличаются прежде всего особой техникой. Его стиль отличает изящная, непринужденная манера в сочетании с строгой композиционной схемой. Персонажи его картин, словно застыли на секунду, и мы восхищаемся с какой точностью переданы их эмоции: жизнелюбие, радость, сомнение, решительность и другие чувства! Невероятная реалистичность его портретов ошеломляет. Художнику удалось запечатлеть моменты из жизни человека во всех красках, с мимикой, жестами, едва уловимыми движениями зрачков. Именно это сочетание жизни, динамичной и меняющейся, и застывшей вечности стало «визитной карточкой» творчества Франса Халса.
Даже спустя столетия после своей смерти Франс Халс по-прежнему славился своим стилем. Такие художники, как Эдуард Мане, Гюстав Курбе и Винсент Ван Гог восхищались его свободным мазком. Они изучали его «уловки», такие как чередование детализированных лиц с довольно грубыми мазками одежды и фона. Таким образом, художник привлекает внимание зрителя именно к лицу человека.
Художнику обычно было недостаточно просто посадить кого-то прямо на стул и затем изобразить его в трех четвертях. На его картинах кто-то сидит, положив руку на спинку стула, говорит или просто оборачивается. Новобрачная Изабелла Койманс флиртует и оглядывается на своего мужа, который смотрит на нее с любовью.
Виллем ван Хейтаузен беззастенчиво раскачивается на стуле. В руке он держит хлыст. И нам кажется, что вот сейчас он закончит разговор и отправится на конюшню.
Даже чопорная Корнелия Вугт, позволившая изобразить себя старомодным формальным образом, смотрит на мир решительно веселым взглядом незаметно улыбаясь уголками рта и с веселыми огоньками в глазах.
Многие искусствоведы считают, что Халс создавал свои работы в один приём. Научные и технические исследования показали, что это впечатление неверно. Значительная часть картин содержит последовательные слои, как и было принято в то время. Иногда рисунок наносился мелом или краской поверх серого или розового грунта, а затем поэтапно заполнялся.
Многие работы Халса исчезли за столетия, но никто точно не знает, сколько их было. Согласно самому авторитетному на сегодняшний день каталогу, составленному Сеймуром Слайвом в 1970 – 1974 годах, художнику могут быть приписаны 222 картины. Другой эксперт, Клаус Гримм, считает, что их количество меньше – 145.
В ранний период творчества Халс был страстно увлечен рисованием смеха. В противовес сдержанному и горделивому рисунку губ на сословном портрете он разрешал своим моделям проявить всю присущую им радость жизни. Посмотрите, каким неповторимым очарованием и брызжущей энергией веселья веет от работы «Смеющийся мальчик». Кажется, что весь воздух вокруг мальчишки движется и вибрирует от детского заразительного смеха. Гладя на разметавшиеся волосы и слегка съехавший набок воротничок, создается впечатление, что художник еле успел поймать бегущего непоседу для позирования.
В 1616 году карьера художника пошла в гору: ему заказали написать «Банкет офицеров Гильдии стрелков святого Георгия». Это был первый из десяти крупных групповых портретов, которые Хальс создал для общественных институтов. В начале семнадцатого века групповые портреты, как правило, представляли собой довольно лишенные воображения ряды голов. Халс усадил офицеров за стол, уставленный едой и питьем, его герои ведут легкую беседу друг с другом, поднимают бокалы, выглядят очень непринужденно. Единство общего настроения сочетается с яркой выразительностью отдельных портретов: тут и полный чувства собственного достоинства полковник, и насмешливый толстый капитан, и нарядный франт-знаменосец, стоящий у правого края картины. В 1612-1615 годах Хальс сам служил в этой роте и хорошо знал их всех. Композиция кажется простой, однако в действительности в ней господствует тщательно продуманный порядок.
Ряд работ Халса 1616—1620 гг. посвящён теме весёлых пирушек и карнавального разгула — сам он определённо был любителем шумных застолий (до наших дней в архивах сохранились счета, предъявленные художнику за съеденных его семьёй жареных быков). Герои его «Весёлого общества» — участники масленичного гулянья. Старый пьяница с ожерельем из цветов, колбас, селёдок, стручкового гороха на шее и молодая бойкая красотка представляют встречу Зимы с Весной. Багровая физиономия старика и пунцовое платье девушки с белоснежными, затейливого плетения кружевами ярко выделяются на фоне беснующихся фигур ряженых с лицами, вымазанными сажей.
Одной из характерных, ярких и очень эмоциональных работ Хальса является знаменитая «Малле Баббе», ставшая самой узнаваемой картиной художника. Malle Babbe действительно существовала. Ее звали Барбара Клаас. Историки сообщают, что у нее была умственная отсталость и ее поместили в дом призрения в 1646 году, где она умерла в 1663 году. Вероятно, у нее было заболевание щитовидной железы, из-за которого она страдала карликовостью. Женщина на картине была также известна как Харлемская ведьма. Малле Баббе сидит за углом стола. В правой руке она держит металлическую кружку. Кажется, что она собирается сделать глоток, но на мгновение отвлекается. На ее лице гримаса. Возможно, она смеется над шуткой собеседника. Франс Халс нарисовал сову на левом плече Малле Баббе. Но сова отнюдь не символ мудрости, а отсыл к пословице «пьяна, как сова». Нидерландский певец и автор песен Франк Будевейн де Гроот написал песню о Малле Баббе, которую Адель Блумендааль записала в 1970 году. По версии певца, Малле Баббе привлекательная дама легкого поведения, но это не соответствует тому, что известно об этой женщине.
В самый расцвет своего творчества, в 1630 году, он пишет яркий портрет – «Цыганка». Только взглянув на него, зритель понимает, что перед ним одно из талантливых произведений мастера. Девушка показана автором в эмоциональный момент: лукавая улыбка, взгляд, направленный на невидимого зрителю собеседника, которого она наверняка ввела в смущение своей насмешкой.
Но если ранние картины излучали веселье и живость, то более поздние образы подчёркивали статус и достоинство изображённых людей. Это шедевры цвета, хотя по сути они монохромны. Краски из года в год становились всё темнее, пока тени не превратились в почти полностью чёрные. Однако, по словам Винсента ван Гога «у Франса Халса есть не меньше двадцати семи различных оттенков черного».
Незадолго до смерти в 1664 г. он написал по заказу правления городского приюта для престарелых два больших портрета: регентш и регентов этого заведения. Силуэты пяти старух в чёрных платьях резко выделяются на фоне шоколадного цвета стен. Художник показывает старость без прикрас: пергаментные лица, запавшие глаза, сухие губы, бессмысленная злоба, печаль об ушедших годах... Его героини уже распростились с красотой, бодростью, желанием жить — со всем тем, что Халс привык ценить в человеке. И всё же они упорно стремятся сохранить свои черты для будущих поколений. Художник писал своих персонажей слабеющей рукой, чудом сохраняя чувство формы.
Франс Хальс скончался в 1666 году в почтенном возрасте 84 лет и был похоронен 1 сентября в церкви святого Бавона – самом большом протестантском храме Харлема. Супруга пережила его примерно на девять лет, и ей пришлось существовать на пособие для неимущих.
После смерти живописец постепенно утратил репутацию. За два столетия ценность его произведений упала настолько, что некоторые картины, которые сейчас стали жемчужинами публичных коллекций, продавались буквально за копейки.
В наши дни картины Халса находятся в музейных коллекциях по всему миру. С конца XIX века их собирали ценители повсюду – от Антверпена до Торонто и от Лондона до Нью-Йорка. Крупнейшая коллекция произведений живописца находится в Музее Франса Халса в Харлеме.