Ерун Антонисон ван Акен, более известный как Иероним Босх, - нидерландский художник эпохи Возрождения, который соединил в своих картинах фантастические, фольклорные, философские и сатирические мотивы. Считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства. Некоторые относят Босха к ранним сюрреалистам, извлекающим свои образы и идеи из подсознания, и полагают, что именно его творчество стало вдохновением для Сальвадора Дали. Известно не более трех портретов Иеронима Босха и все они созданы после его смерти. Существует мнение, потрет Босха художника Жака ле Букка, создан на основе автопортрета великого мастера.
Историки знают на удивление мало о жизни этого художника, который не оставил после себя никаких документов, писем или дневников. Известно, что Босх родился около 1450 года в Хертогенбосе, в семье выходцев из немецкого города Аахен, отсюда они и получили фамилию. Псевдоним Босх Иероним взял в честь своего родного города. Его дед и отец были живописцами, фамильная мастерская ван Акенов выполняла заказы по росписи стен, золочению деревянных скульптур и изготовлению церковной утвари. Главными учителями Иеронима были отец и художник Д.Боутс, который периодически приезжал в город.
В 1480 году художник становится главой «Братства Богородицы» (Onze Lieve Vrouwe Broederschap) и получает заказ на роспись двух створок алтаря для капеллы братства. Эту работу высоко оценил король Кастилии Филипп Красивый. В то же время Босх выполняет эскизы витражей капеллы, принимает участие в оформлении церковных шествий и обрядов, что делает его известным человеком в городе.
После женитьбы на Алейд ван де Меервенн он стал владельцем очень ценного и престижного дома «Инден Сальватоэр» на северной стороне рынка, недалеко от ратуши и с тех пор никуда больше не выезжает до конца своих дней, несмотря на свою общительность и любознательность. Брак не оставил потомков, однако обеспечил Иерониму денежное благополучие. С момента его женитьбы он брался за те заказы, которые приносили ему моральное, а не материальное удовольствие. Долгое время художник дружил с Эразмом Роттерердамским, мотивы из книг которого, можно встретить в работах Босха.
На сегодняшний день историки утверждают, что у Босха было всего 40-45 произведений, при этом их истинное содержание до сих пор остается загадкой для искусствоведов. Босх подписал только семь своих работ, а датировал еще меньше. Обычной для Босха являлась такая техника работы, как, а ля прима (от ит. а la prima — «в один присест») — художник пишет картину сразу, не делая предварительных эскизов и зарисовок. Его приемом являлся символизм, и в каждой вещи, в каждом человеке был заложен определенный смысл. Картины Босха имеют шероховатую поверхность из-за нанесения краски, это контрастирует с традиционным фламандским стилем живописи, где гладкая поверхностью пытаются скрыть тот факт, что картина создана руками человека. Современные исследователи предполагают, что Босх работал почти исключительно по заказу, а его покровители принадлежали к элите общества. Многие темы из произведений Босха связаны с качествами характера, которые присущи буржуазии, такими как разврат, обман, лень и взяточничество.
Подобно остальным образованным людям своего времени, Босх много времени уделял алхимии и интересовался демонологией. На многих картинах Босха можно наблюдать образы, которые навеяла ему демоническая литература. К примеру, весь задний план на триптихе «Искушение святого Антония» занимают летящие на шабаш ведьмы. Сама картина изображает искушения святого и ряд крошечных, сюрреалистических фигур на переднем плане можно увидеть плавающую колбасу, лисицу-монстра и водяную жабу.
Доподлинно известно, что практически сразу после своей женитьбы Босх начал писать картину, в которой он запечатлел жизнь, которая его окружала — «Семь смертных грехов». Король Испании Филипп II даже вешает эту картину в своей спальне, чтобы размышления о греховности человеческой натуры ощущались более остро.
«Сад земных наслаждений» считается одним из самых известных его произведений и вершиной его творчества. Картина изображает весь человеческий опыт: от земной жизни до рая или ада, на трех частях триптиха. Эта картина была выставлена Генрихом III в Брюссельском дворце Нассау в 1517 году. Искусствоведы точно не знают, как выглядел живописец. Но историк Ганс Бельтинг считает, что Босх включил свое изображение в картине «Сад земных наслаждений». Есть предположение, что художник – это человек, туловище которого напоминает треснувшую яичную скорлупу и, который иронически улыбается, глядя на сцены ада.
В первых картинах Иероним высмеивает людскую наивность, их уязвимость перед шарлатанами, в том числе в монашеском одеянии. В 1490-1500 годах Босх создает довольно жестокую картину «Корабль дураков», на которой изображены монахи. Они распевают песни в окружении простолюдинов, а судном правит шут.
Самым масштабным из уцелевших произведений Босха считается триптих «Страшный суд». В центральной части изображен непосредственно Страшный суд, где праведникам на голубеющем небе противопоставлены проткнутые стрелами и копьями грешники. На левой створке — Рай в динамике. На переднем плане показано сотворение Евы, на среднем — сцена искушения Адама и Евы яблоком раздора, а на заднем — херувим, который изгоняет их из Эдема. На правой створке триптиха изображен Ад.
Босх тяготел к подаче творчества через триптих. Например, картина «Воз сена» также состоит из трех частей. В центральной части изображена обезумевшая толпа, разбирающая на пучки большой воз сена. Таким образом художник обличает алчность. Кроме того, на полотне можно найти гордыню в образе светских и духовных владык, прелюбодеяние во влюбленных парах и чревоугодие — в располневшем монахе. Левую и правую створки украшают уже знакомые мотивы — Ада и грехопадения Адама и Евы.
Поздние произведения Босха в большей степени обращены к теме одиночества. Это и «Иоанн Креститель», и «Святой Иероним во время молитвы», в которых творчество великого художника сумело отразить всю сложность и весь трагизм духовного бытия переломного времени, в которое ему довелось жить.
Картина «Блудный сын». «Она почти списана с натуры — во всяком случае, европейское искусство не знало до Босха такого изображения нищеты, — но в сухой истонченности ее форм есть что-то от насекомого. Это блудный сын, уходящий в отчий дом. Но на худом лице горят завороженные глаза — они прикованы к чему-то невидимому нами. А сзади него жизнь, покидаемая им. Дом с продранной крышей и полуоторванной ставней реален. За углом мочится человек, рыцарь обнимает женщину, старуха выглядывает из окна, едят из корытца свиньи. И собачка — маленькая, с сумасшедшими глазами, — приспустив голову, смотрит вслед уходящему. Это та жизнь, которую ведет человек, с которой, даже покидая ее, он связан. Только природа остается чистой, бесконечной. И цвет картины выражает мысль Босха — серые, почти гризайльные тона объединяют и людей, и природу. Это единство закономерно и естественно. А розоватые или сиреневатые оттенки лишь пронизывают это единство ощущением печальным, нервным, вечно изменчивым и все же постоянным». — так писал о ней Р. Б. Климов.
Помимо живописи, Босх также занимался изготовлением гравюр, оттиски которых распространялись в разных городах. Картины Босха присутствовали во многих европейских королевских дворах, даже несмотря на то, что многими его современниками такие работы воспринимались не более, чем курьез.
Живописец умер 9 августа 1516 года. Отпевание состоялось в той самой капелле собора св. Иоанна, которую Босх расписывал, будучи приверженцем идеи Братства Богоматери. Причину смерти, в отличие от творчества Иеронима, мистической назвать нельзя — на тот момент художнику шел 67 год и в городе свирепствовала эпидемия плеврита. Однако спустя столетия после погребения историки свидетельствуют об удивительных событиях. В 1977 году могила была вскрыта, но там не оказалось никаких останков. Историк Ханс Гаальфе, который руководил раскопками, рассказал, что в могиле нашли осколок камня. Когда его положили под микроскоп, он начал нагреваться и светиться. Из-за этого интересного факта раскопки было решено прекратить.
Работы Босха хранятся в галереях и музеях по всему миру — в Нидерландах, Испании, Франции, Италии, Португалии, Бельгии, Австрии и др. В Венеции, например, коллекция кардинала Доменико Гримани содержала работы жудожника. Современные музыканты, дизайнеры, художники и писатели черпают свое вдохновение из произведений Босха. Английская группа XTS записала трек под названием «Сад земных наслаждений» для своего альбома. Креативный директор компании Dior назвал коллекцию одежды по названию этой картины. Хореограф Марта Кларк создала одноименную постановку.
Ежегодно в родном городе Иеронима Босха проводится парад его имени.
Памятник Иерониму Босху в его родном городе.