Питер Брейгель Старший, известный также под прозвищем «Мужицкий» – нидерландский живописец и график. Мастер пейзажа и жанровых сцен. Отец художников Питера Брейгеля Младшего («Адского») и Яна Брейгеля Старшего («Райского»).
Питер Брейгель появился на свет в период с 1525-1530 гг., предположительно в нидерландском городе Бреда или в соседней деревеньке Брёгел. О его детских годах практически ничего не известно, как утверждают историки, скорее всего он рос и воспитывался в крестьянской семье. В юности увлекался графикой и, вероятно, брал уроки у Питера Кука ван Алста – придворного художника короля Карла V. Ориентировочно в 1550 году был принят в гильдию художников Антверпена. Долгое время трудился в мастерской Иеронима Кока, который занимался торговлей гравюр. В мастерской художник увидел эстампы с картин Босха, которые произвели на него такое впечатление, что он нарисовал собственные вариации на темы великого художника. Одна из работ, в которой явно прослеживается влияние Босха, - это «Безумная Грета». Картина входит в серию, в которую также вошли «Падение мятежных ангелов» и «Триумф смерти». На всех трех картинах изображены чудовищные существа, очень похожие на монстров, изображенных на картинах Босха. Картина изображает вооруженную армию женщин, которые нападают на Ад. Основанием послужила, скорее всего, нидерландская пословица «пять женщин составляют армию, а шесть женщин могут сравниться с дьяволом».
В 1552—1553 годах по предложению Кока Брейгель совершил путешествие во Францию, Италию, Швейцарию, чтобы сделать серию рисунков пейзажей, предназначенных для репродукции в гравюре. Он был потрясён древними памятниками Рима и шедеврами Возрождения, морскими стихиями и живописными гаванями Средиземноморья. Приехав домой он продолжил трудиться в мастерского Иеронима Кока. Здесь, по эскизам Брейгеля были созданы гравюры «Большие рыбы поедают малых» и «Осел в школе». Поскольку Кок был алчным человеком, он нередко прибегал к подделкам подписей на произведениях. К примеру, гравюра «Большие рыбы поедают малых» была продана им с подписью великого Иеронима Босха.
После женитьбы в 1563 году на Майкен Кока, дочери художника Питера Кока, он переехал в Брюссель. Тут он продолжал плодотворно трудиться и получать заказы от высокопоставленных лиц, включая кардинала де Гранвела и состоятельного коллекционера Николаса Йонгелинка.
Долгое время Брейгель делал только рисунки и гравюры. Лишь в последние десять лет своей жизни он полностью посвятил себя настоящей живописи. Всего им написано около пятидесяти картин. Его первые картины были, в основном, пейзажами. Позже он также писал картины на религиозные темы. Его стиль упоминается, как важный импульс для «жанровой живописи» периода голландского барокко XVII века. Он никогда не писал обнаженных фигур и заказных портретов, несмотря на то, что ему поступали такие предложения от богатых заказчиков. Главными героями его картин был простой люд и крестьяне. В некоторых картинах Питера Брейгеля Старшего количество персонажей/фигур переваливает за две сотни. Примером тому служит произведение «Игры детей».
Художник в картине «Фламандские пословицы» решил отобразить все известные ему нидерландские пословицы. В результате на свет появилась не скопище отдельных миниатюр, а абсолютно цельная картина на дубовой доске с продуманной композицией, передним, средним и задним планами. Эта картина появилась на свет как раз между изданием в 1500 году книги «Притчи», в которой великий мыслитель Северного Ренессанса Эразм Роттердамский собрал народные пословицы и афоризмы древних философов, и романа «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле в 1564 году, где описывается Остров Притчей. Картина была закончена в 1559 году и изображала более сотни поговорок. Оригинальное названия картины не сохранилось. В альбомах это удивительное произведение Брейгеля называют порой «Мир вверх тормашками», подчеркивая парадоксальность поведения изображенных персонажей. На такое название указывает и перевернутый глобус, укрепленный на стене дома. Некоторые пословицы и поговорки, изображенные Брейгелем в его картине, сохранились в голландском языке до сих пор, смысл других почти утрачен. Это «энциклопедия всей человеческой мудрости, собранной под шутовским колпаком», которая остроумно высмеивает тщеславие и глупость многих человеческих поступков.
Рассмотрим только один небольшой кусочек полотна, а точнее его верхнюю левую четверть. Мы можем разглядеть падающие карты, которые напоминают известную нам поговорку «как карта ляжет». Игральные кости, рядом с игроками – «жребий брошен». Перевернутый глобус внизу – «мир перевернулся вверх тормашками». Два персонажа в окне трогают носы друг друга – «водить за нос». Персонаж, который мочится на изображение месяца – «мочиться против ветра» в голландском варианте «мочиться на луну». Метла, торчащая из окна, означает «развлекаться в отсутствии хозяина», а парочка, которая целуется под ней – «жениться под метлой» (сожительство без уз брака). Часть крыши накрыта пирогами – подразумевает богатство, а дыра в крыше – человеческую глупость. «Крыша без дранки» - на русский вариант «и у стен есть уши». «Старая крыша требует заплаток» - старая вещь нуждается в уходе. Яйцо в корзине под навесом – необходимость оставлять что-то про запас или «не держать все яйца в одной корзине». Деревянная обувь, рядом с мужчиной, смотрящим сквозь пальцы «тут стоят деревянные башмаки» - напрасные ожидания. Болтающийся на его руке нож – трудное предприятие, требующее сноровки.
Висящий горшок говорит о том, что что-то пошло не так. Арбалетчик «выстреливает второй стрелой, чтобы поймать первую» означает бесполезность действий, напоминающее русскую пословицу «гнаться за двумя зайцами». Под ним «бреют дурака без мыла» - обман, а «два дурака под одним капюшоном» - глупость любит общество. Ветка, растущая из окна, означает то, что «все тайное становится явным». Человек, играющий в клетке - «играть у позорного столба» - привлекает внимание к постыдным поступкам. Крестьянин, бегущий за свиньями – «если ворота открыты, то свиньи бегут в хлеба» - непредусмотрительность оборачивается бедой или «семь раз отмерь, потом отрежь».
Знаменитый художественный шедевр «Избиение младенцев» был написан в период с 1565-1567 годы. Согласно Евнгелию от Матфея, услышав от мудрецов весть о рождении Иисуса, царь Ирод приказал убить всех детей в Вифлееме в возрасте до двух лет. Брейгель представил библейскую историю в соответствии с реальностями своего времени, неслучайно солдаты одеты в форму испанской армии. В те годы на нидерландской земле царило бесчинство и произвол со стороны Испании. Солдаты учиняли разгромы, убивали людей, не щадили младенцев. Художник был сильно потрясён военными событиями в стране и очень переживал за судьбу своего народа. Кроме того, художник использует собственные впечатления от суровой зимы 1564-65гг., мы видим заснеженную деревню, сосульки, свисающие с крыш, небольшой водоем на передней части картины промерз до дна.
Вскоре после создания картины она переходит во владение императора Священной Римской империи Рудольфа II в Праге. Страшные изуродованные тела младенцев были закрашены и вместо них появились такие детали, как животные и предметы обихода. Картина теряет свой смысл и по описи за 1621 год рассматривается, как сцены грабежа в голландской деревне. Но кое где сохранились тени убиенных малышей.
Пламя, полыхавшее в небе над домами, также подверглось удалению. При реставрации картины в 1988 году было принято решение сохранить исторически значимые изменения и фигурки младенцев по-прежнему остались заменены различными предметами.
Картина Брейгеля требует внимательного рассмотрения! На заднем плане недалеко от церкви отец, вероятно, пытается переправить своего ребенка в безопасное место, но мы видим всадника на мосту и понимаем, что затея отца совершенно бесполезна. Солдат загоняет женщин в крайний левый дом, а другой выносит младенца (один из немногих, не подмененных) из ближайшей двери, а у стены односельчане утешают плачущую мать. В другом эпизоде за женщиной гонятся всадник с псом и воин с мечом. Они хотят, чтобы она рассказала, где спрятала ребёнка. Чуть правее мать скорбит о своем малыше, который заменен какими-то продуктами. Отец умоляет солдата забрать его дочь, а она отчаянно пытается вырвать ручку и тянет отца назад. Их малыш в руках солдата, но изображен в виде лебедя. Рядом сельчане успокаивают и сдерживают отца, который хочет напасть на человека, убившего его ребенка. Сидящая женщина скорбит над мертвым младенцем (узелок) на коленях. Группа солдат колет пиками груду малышей (домашние птицы), чтобы убедиться, что все они мертвы, женщины в ужасе убегают от солдата, который наносит удар еще одному младенцу (маленький кабан) и мы видим, как солдат пытается вырвать ребенка (кувшин) из рук другой женщины.
Вдали видны всадники с оружием в кольчугах на конях. Отряд возглавляет человек в чёрной одежде, герцог Альба, который управлял Нидерландами с 1567 до 1573года, жестокий ставленник короля Испании Филиппа II.
Справа солдаты штурмуют вход в трактир, один с помощью топора, другой таранит бревном, трое пытаются залезть в окно. Еще один алебардой пинает дверь, стряхивая нависшую сосульку, которая грозит упасть ему на голову. На переднем плане мы видим младенеца (превращен в узелок), который оторван от своей матери и ее маленькой дочери; солдат держит большую собаку; а дальше слева, на переднем плане, солдат собирается ударить копьем ребенка (теленок). Один крестьянин упал на колени перед всадником прямо в снег, всадники в красных мундирах окружили кольцом деревенскую площадь. Крестьяне мечутся по площади, стремясь спасти детей и спастись самим. Вырваться из грозного кольца нельзя, запереться в доме невозможно. Нет выхода, нет пощады!
«Вавилонская башня» знаменитая картина художника. Эта башня была излюбленным предметом изображения художников пятнадцатого и шестнадцатого веков. Она отражала тщетность земной жизни человека. Насколько известно, Брейгель нарисовал три варианта Вавилонской башни. Одна, ныне утерянная картина, на основе из слоновой кости и две картины на деревянных панелях. Сюжетом послужила книга Моисея, в которой рассказывается о возведении Вавилонской башни, чтобы башня верхушкой достала до неба. Однако не понравилась Богу такая идея, и чтобы усмирить нерадивых строителей, он перепутал их языки, да так, что она перестали понимать друг друга. Перестав понимать друг друга, люди не смогут довести до конца задуманное. И в этом суть, только Господь вечен, все остальное бренно.
Башня очень сильно напоминает Колизей, об этом свидетельствуют арки, колонны и горизонтальные ярусы башни. Уже почти полностью возведены семь этажей. Вокруг располагаются бытовки, бараки, подъемники, строительные лестницы и леса. Башню строят в городе – порту, большом и оживленном, как Рим. Однако местность, на которой стоит город, больше все же напоминает Нидерланды, своими равнинами и выходом к морю. В отличие от книги Моисея, однако, основной конфликт живописец видит совсем не в языковых разногласиях, а в ошибочных расчетах гигантской конструкции. На первый взгляд прочные ярусы, при ближайшем рассмотрении, оказываются кривыми и построенными с ошибками. Частично, недостроенная башня, находящаяся в процессе возведения, уже начала рушиться. Это видно, как по первому этажу гиганта, так и по последним ярусам сооружения.
Согласно «Иудейским древностям» Иосифа Флавия, Нимрод был тем самым царем Вавилона, который повелел начать строительство башни. В истории Нимрод оставил о себе память как о жестоком и гордом правителе. Брейгель изображает его в облике европейского монарха, имея в виду, скорее всего, Карла V. Намекая на восточный деспотизм Карла, художник помещает рядом с ним коленопреклоненных каменщиков: они опустились на оба колена, как было принято на Востоке, в то время как в Европе перед монархом становились на одно колено. На картине «Брейгель показывает развитие строительной техники, — рассказывает Кирилл Чупрак. На уровне первого этажа башни работает кран со стрелой, поднимающий грузы при помощи веревки и блока. А уже на третьем этаже, — тяжелогрузный кран: он имеет стрелу и приводится в движение силою ног. Заходящие в порт корабли изображены с убранными парусами — символом безысходности и обманутых надежд.
В 1565 году была написана серия «Картины месяцев или времён года», от которой сохранилось всего пять произведений. В позднесредневековых иллюстрированных молитвенниках для знати религиозным текстам часто предшествовал календарь, где на каждый месяц приходилось по страничке. Смена сезонов изображалась чаще всего через призму занятий, соответствующих каждому месяцу. Но у Брейгеля в смене времён года основную роль играет природа, а люди, так же, как и леса, горы, вода, животные, становятся лишь частью необозримого ландшафта.
Знаменитый художественный шедевр «Притча о слепых» Питер Брейгель Старший написал незадолго до своей кончины. Работа была создана в период военных столкновений испанцев с нидерландцами. В это время везде царила разруха, произвол, террор и смерти людей Революция потрясла художника, и он, полный дум и переживаний о судьбе своей страны, написал философскую картину, в которой скрыт огромный духовный, жизненный смысл. Он заключался в трагической неизбежности судьбы нидерландского народа и времени, в котором он жил.
Замысел картины, возможно, восходит к евангельской притче о фарисеях «Оставьте их: они – слепые вожди слепых; а если слепой ведёт слепого, то оба упадут в яму». На картине слепые пересекают косогор. Они движутся слева направо по нисходящей диагонали. Каждый из них в одной руке держит свой посох, а другой опирается на плечо идущего перед ним. Внезапно тот, кто шёл первым, теряет равновесие и валится в канаву. Несложно догадаться, что падение других неминуемо, все остальные сейчас же последуют за ним, подобно костяшкам домино.
Слепые и калеки часто просили милостыню по деревням и проселочным дорогам. Для Брейгеля они были неотъемлемой частью пейзажа. Он пишет своих слепцов без тени сентиментального сочувствия, но с медицинской точностью, которая позволяет исследователям дифференцировать диагнозы. При помощи офтальмологов было установлено, что третий слева поражён лейкомой роговицы (в просторечье – бельмом). У идущего перед ним наблюдается полная (по-видимому, врождённая) слепота. А вот у слепца внизу, который вот-вот упадёт, глаза выбиты – в драке или в качестве наказания за воровство.
По словам исследователя, ван Мандера, перед своей смертью в 1569 году Брейгель попросил свою жену сжечь некоторые из сделанных им работ, чтобы его наследники не подверглись судебному преследованию за изображения, которые он написал. Он оставил жене картину «Сорока на виселице». Ван Мандер пишет: «Брейгель завещал супруге картину с сорокой на виселице. Птица олицетворяет сплетников, которых живописец хотел бы увидеть повешенными». В свою очередь под виселицами подразумевалось испанское правление, когда правительство стало приговаривать к смертельной казни через повешение влиятельных людей Нидерландов.
Работы Брейгеля оставались популярными на протяжении многих лет. При его жизни его картины уже собирали ведущие деятели Европы, а после его смерти многие работы попали в королевские коллекции. Из всех картин, которые сохранились, около трети имеет Музей истории искусств в Вене. В российских музеях полотен художника нет.
В 2011 году польский режиссер Лех Маевский снял фильм «Мельница и крест», в основу которого легли некоторые факты из биографии Питера Брейгеля, а также сюжеты полотен художника. Эта картина получила лестные отзывы критиков, а также несколько серьезных кинонаград. В образе великого мастера предстал актер Рутгер Хауэр.
Памятник Питеру Брейгелю в Брюсселе.