Ян Вермеер Делфтский (JohannesVermeervanDelft) известный художник Золотого века Нидерландов. Он стал широко известен только через пару столетий после своей жизни, благодаря таким работам, как «Девушка с жемчужной сережкой», «Молочница», «Вид на город Делфт». Иногда его называют «Делфтским сфинксом», так как сведений о нем, дошедших до нас, очень мало. Лишь в 1866 году французский критик-искусствовед Теофил Торе-Бюргер «открыл» его как художника. Он восхвалял Вермеера за его «повседневные сцены», которые являются уникальными и за которые его до сих пор очень ценят. Они дают интересное представление о жизни Золотого века. На сегодняшний день вместе с Рембрандтом и Франсом Халсом он входит в тройку лучших голландских художников 17 века.
Ян Вермеер родился (по крайней мере был крещён) 31 октября 1632 года в Делфте, в семье предпринимателя-торговца. Ян был вторым ребёнком в семье и единственным сыном своих родителей. В 1653 году семья переехала в Делфт, и отец стал хозяином постоялого двора. Он продолжал заниматься шелкоткачеством, а также был зарегистрирован в делфтской гильдии Святого Луки в качестве торговца предметами искусства. Вермеер жил и творил в родном городе до конца жизни.
Также неизвестно, у каких художников учился Вермеер, но есть мнение, что его учителями были Леонаерт Брамер и Карел Фабрициус. В 1653 году Ян стал членом гильдии Святого Луки, а впоследствии и возглавил ее.
Вермеер женился на Катарине Болнес в 1653 году, мать которой происходила из богатой семьи. Всего от этого брака родилось пятнадцать детей. Тёща Вермеера — жёсткая и волевая Мария Болнес — дала согласие на брак дочери с художником только после того, как рождённый в протестантской семье Ян принял католичество. Мария настояла на том, чтобы семья дочери жила в её доме. Всю жизнь Вермеер страдал от ее тяжёлого напористого характера, а Мария оказывала влияние на дочь и недолюбливала зятя за неумение зарабатывать деньги.
Первоначально Вермеер писал религиозные и мифологические произведения, но наиболее известен своими картинами, на которых изображены простые повседневные сцены. Всего он, вероятно, написал около 45 картин, из которых 36 сохранились. Таким образом, он писал по две-три картины в год. Это делает Вермеера самым известным художником в истории искусства с таким небольшим объемом работ. Купцы уважали и любили Вермеера, часто давали ему заказы, но не были довольны темпом. При этом работы Вермеера заказчиками оплачивались чрезвычайно высоко.
Яна Вермеера считают непревзойдённым мастером работы со светом, больше никто и никогда не смог повторить такую тщательную, тонкую и гениальную передачу света и тени. Это хорошо видно на картине «Вид на город Делфт». Композиционная схема картины тоже не очень типична для XVII века. Ни один художник не оставлял передний план произведения полностью открытым. Вермеер также известен как мастер «голландского света». Считается, что цвет голландского неба изменился после того, как земля была освоена, потому что болота и озера исчезли, и свет больше не отражался в небе. Таким образом, мифический «голландский свет» можно увидеть только на старых картинах.
Одним из самых часто встречающихся предметов на работах художника определённо является жёлтый жакет с оторочкой из горностая. Это был праздничный жакет его жены Катарины, который художник любил и просил для своих моделей. Посмотрите на картину «Девушка с жемчужным ожерельем» вот он, тот самый жакет и снова удивительный свет, который на полотнах Яна Вермеера рассеивается настолько естественно и красиво, что кажется, будто персонажи вот-вот оживут. Не зря герои его картин так часто изображены именно вблизи окон.
Ян Вермеер был одним из первых художников, кто воспользовался камерой-обскурой в работе над картинами. Камера-обскура — простейший вид устройства, позволяющего получать оптическое изображение объектов. Представляет собой светонепроницаемый ящик с отверстием в одной из стенок и экраном на противоположной стене. Благодаря ей, картины становились объемными и приобретали глубину. И еще одно хитрое приспособление использовал художник. Вермеер, вероятно, вонзал гвоздь в холст, после чего проводил из этого места перспективные линии веревкой, натертой мелом. На 17 из 35 полотен были обнаружены подобные проколы.
Самая известная и «гастролирующая» работа Вермеера — «Девушка с жемчужной сережкой», принадлежащая Гаагскому музею. Иногда её гастроли, например, по Японии и Америке затягиваются на годы. Ян Вермеер написал картину «Девушка с жемчужной серёжкой» в 1665 году. Этот шедевр мирового искусства считается вторым по узнаваемости после Моны Лизы. Обе картины объединяет таинственная улыбка, по которой до сих пор не понятны реальные эмоции персонажа.
Совсем недавно реставраторы музея Маурицхаус завершили очередное исследование этой картины. Международная группа ученых, среди прочего, обнаружила, что фон картины - это не просто какое-то темное пространство. Вермеер нарисовал девушку перед зеленой занавеской, которая исчезла за столетия из-за обесцвечивания краски. Микроскопы и макро-XRF-сканеры показали, что на ткани были складки, и, например, у девушки были ресницы.
Другие две известные картины Яна Вермеера — «Астроном» и «Географ». Кроме всего прочего они интересны тем, что по некоторым данным на них изображен один и тот же человек. Благодаря современным методам анализа картин удалось узнать несколько интересных фактов о картине Яна Вермеера «Географ». Изначально положение персонажа было другим, например, географ смотрел на стол, а циркуль в его руке был направлен вниз. После изменений, внесенных художником, лицо стало немного размыто, но взгляд при этом стал острее за счет того, что персонаж прищурился. Он как будто обдумывает какую-то мысль или просто смотрит в окно, а сама картина становится более динамичной.
Картина Вермеера «Молочница» уже более трехсот лет вызывает огромный интерес у зрителей и искусствоведов. Сюжет картины предельно прост: минимум интерьера и вещей, а главный персонаж всего лишь наливает молоко из кувшина. И, тем не менее, у каждого, кто остановится возле этого полотна, обязательно возникнет желание разглядеть каждую деталь, каждый предмет, каждую складку одежды и ее цвет, льющуюся струйку молока и великолепный натюрморт с хлебом, лицо и фигуру статной девушки. Перед нами не просто жанровая сценка, а «фотография» быта и традиций Нидерландов.
В работах Вермеера огромную роль играют символы и знаки, часто ими он зашифровывает библейские аллегории, вопросы морали и нравственности, выбора и любви. Так, например, весы в руках у героини картины «Женщина с весами» символизируют предстоящий в конце жизни Божий Суд, на котором будут «взвешены» все помыслы и поступки. Предполагают, что на картине изображена беременная жена художника.
Посмотрите на картину «Девушка, читающая письмо у открытого окна». Один из самых распространенных сюжетов в полотнах Вермеера — девушка, которая читает письмо от любимого. Живописец расставил акценты на картинах так, чтобы зрители смогли догадаться, о чем же рассказывают эти письма. И снова этот волшебный свет: он буквально разбивается на крупицы и мягко освещает и комнату, и саму девушку, в то же время будто озаряя ее надеждой. Распахнутое настежь окно намекает на желание перемен и, быть может, желание встречи с любимым человеком. Но посмотрите на героиню: ее глаза опущены. Возможно, ее мечты разрушились только что, и виной тому письмо, которое она читает.
Некоторые интерьерные работы художника изначально писались для «коробочек» — популярного способа представления картин в Делфте. Работа помещалась в специальный ящик со свечами, в ящике проделывались дырочки. Глядя на картину через них, можно было увидеть некоторую трёхмерность пространства. Одна из таких коробочек сохранилась и выставлена в Национальной галерее Лондона.
Неясно до сих пор почему не сохранилось ни одного изображения художника. Скорее всего мастер просто не рисовал автопортреты. Но, по данным искусствоведов, он изобразил себя сидящим спиной к зрителю на картине «Мастерская художника». И есть мнение, что персонаж, находящийся слева на картине «Сводница», сам Вермеер. Однако эти версии ничем нельзя подтвердить.
После кризиса 1672 года и начала военных действий рынок живописи также рухнул, и Вермеер столкнулся с денежными проблемами. В 1675 году, по словам его жены, это привело к его нервному переутомлению и смерти. После смерти матери вдова Вермеера вынуждена была отказаться от наследства и раздать долги кредиторам. Катарина напишет в дневниках, что «Ян умер, потому что стыдился разорения». В сохранившейся описи предметов можно найти много вещей, использованных в произведениях Яна Вермеера. В том числе знаменитый жёлтый жакет Катарины.
Работы художника можно найти, среди прочего, в Государственном музее, Лувре и Национальной галерее Вашингтона. В России нет ни одного произведения этого голландского художника. Его самая известная работа «Девушка с жемчужной сережкой» находится в Маурицхёйсе в Гааге. Здесь также можно полюбоваться всемирно известным "видом Делфта".