"Якоб Рейсдал признан одним из превосходнейших пейзажистов. Картины его удовлетворяют всем требованиям, которые самый изощренный ум может предъявить к произведениям искусства". И.В. фон Гёте
Рейсдал считается ведущим мастером пейзажной живописи Голландии. Ему удалось превратить ландшафтную живопись в зеркало человеческих эмоций. Рейсдал любил писать лесные чащи, болота, водопады — места, где человек только прохожий, — маленькие голландские города или деревни, теряющиеся в пространственной дали равнин под огромным, торжествующе властным небом. Его картины — это не просто запечатление состояния природы, это своего рода многоголосая живописная мелодия, заставляющая зрителя не столько рассмотреть, сколько прочувствовать.
Якоб ван Ресдал родился в Харлеме в 1628 или 1629 году, точная дата неизвестна. Фамилия Рейсдал восходит к замку (ныне утраченному) в деревне Блярикюм, на родине деда художника. Достоверно известно, что в 1648 году Рейсдал был принят в гильдию святого Луки, объединяющую художников Харлема. Будучи начинающим художником, Якоб ван Рейсдал учился ремеслу у своего дяди Саломона ван Рейсдала и их хорошего друга Яна ван Гойена. Кроме того, историограф Якоба ван Рейсдала Хаубракен пишет о том, что Якоба с детства обучали латыни, затем при достижении 16 лет отец отослал его учиться врачеванию. Также Арнольд Хаубракен сообщает, что "после обучения медицинским наукам Якоб ван Рейсдал с успехом произвел в Амстердаме несколько хирургических операций, которые принесли художнику признание, как врача".
Художник долгое время жил в Харлеме, и часто изображал его в своих произведениях. Однако, Якоб любил путешествовать, черпая вдохновение на берегах Рейна и в скандинавских странах. Путешествуя в поисках натуры, Рейсдал писал монументальные пейзажные композиции, в которых суровая холодная гамма и резкие контрасты светотени воплощают ощущение драматической изменчивости жизни. Всего в наследии художника около 700 картин, более 130 рисунков, 13 офортов.
Композиции художника иногда впечатляют больше чем реальность. Посмотрите на картину «Вид на Харлем с белыми полями». Якоб ван Рейсдал сделал не менее пятнадцати таких панорам живописного пейзажа за дюнами недалеко от Харлема и Алкмара. Стоя на вершине высокой дюны к западу от Харлема, он нарисовал предварительный этюд для этой картины, которую позже использовал в качестве основы в своей мастерской. Вид города в целом соответствует реальной картине 17 века. Слева направо вы можете увидеть Бакенессеркерк и крышу Синт-Янскерка, затем короткую башню Клохауса и рядом с ней Гроте или Синт-Бавонкерк с характерной остроконечной средней башней, которая возвышается над городом. Мельница, ратуша и башня Новой церкви завершают панораму. Большую часть картины занимают облака, которые стали визитной карточкой художника и создают пространственный эффект. Главная тема это лучи солнца, с трудом прорывающиеся через облака и освещающие дом, мельницу, поля. Рядом с домами мы видим, как выбеливаются длинные льняные полотна. Ткацкая фабрика и пивоварня были важнейшими промышленными предприятиями Харлема. Обработка текстиля была сложным процессом. Полотна сначала стирали, полоскали и сушили, а затем оставляли отбеливаться на солнечной лужайке примерно на восемь дней. Затем окунали в ванну с молочной кислотой, снова промывали и развешивали на черенках деревьев в дюнах на окончательную просушку.
Около 1656 г. Якоб ван Рейсдал переехал в Амстердам. Он жил и работал там до своей смерти. На картине «Вид на площадь Дам и улицу Дамрак в Амстердаме» мы можем увидеть центральную площадь Нидерландской столицы и в будущем центральную улицу такими, как они выглядели в 17 веке.
К этому времени относятся занятия техникой офорта, в котором художник стал подлинным мастером. “Ни одному пейзажисту не удавалось с такой выразительностью воплотить могучие, органические, растительные силы природы”, — отмечал Б.Р. Виппер, известный исследователь голландской живописи XVII века. Эти слова следует отнести к серии из шести офортов, среди которых особенно выделяется произведение “Хижина”, с могучими стволами деревьев, глубоко вросшими в землю и будто поддерживающими старую, но крепкую хижину, составляющую с ними единое целое. Этот образ будто символизирует Голландию, вступающую со стихиями в тесный союз. Это романтическое произведение свидетельствует о громадном мастерстве молодого художника, виртуозно использующего контрасты света и тени, разнообразную фактуру штрихов, создающих эффект воздушности.
Рейсдал посетил замок Бентхайм, расположенный прямо у границы с Германией, летом 1650 года. Он, должно быть, произвел на него большое впечатление, потому что в последующие годы он регулярно выбирал его в качестве объекта для своих творений. Картина «Вид на замок Бентхайм» проникнута суровым величием за счет того, что художник позволяет нам взглянуть снизу на грандиозный замок. Ван Рейсдал был первым, кто использовал подобную уловку.
В пору своей творческой зрелости художник создает картины, исполненные глубокого драматизма: «Вид деревни Эгмонд», «Две водяные мельницы», «Лесное болото», «Еврейское кладбище», которые отличаются сумрачным колоритом и отвечали переживаниям мастера. Наибольшей эмоциональной силы и глубины философского смысла Рейсдал добивается в изображении еврейского кладбища с его белеющими надгробиями и руинами, с пенящимся потоком, засохшими корявыми ветвями дерева-символа завершения жизни, озаренного вспышкой молнии, которая освещает свежую зелень молодого ростка. Руины замка на холме, как символ того, что природа сильнее нас и все рукотворное обречено на гибель и наша роль ограничена в божественном промысле. Возможно, по замыслу Рейсдала, в этом мрачном раздумье побеждает все же идея новой жизни, которая пробивается сквозь бури и разрушения.
Морская торговля издавна была основой экономической мощи Нидерландов. Вероятно, поэтому картины с морской тематикой имели большую популярность. До нас дошло около 30 марин Рейсдала. На картине «Волнорез» художник стремиться показать буйство и величие морской стихии, а корабли всего лишь вспомогательные детали. Волны буквально пляшут в диком танце, но просвет в суровых небесах дает надежду на спасение. 1721 году биограф мастера Арнольд Хаубракен писал: «Он понимал, как нужно писать море. Когда он изображал разбивающиеся о прибрежные скалы штормовые волны, то они, казалось, были готовы обрушиться прямо на голову зрителя. Он, безусловно, был одним из лучших в жанре морского пейзажа».
Голландские художники нередко изображали на своих полотнах зимние пейзажи с картинами народных гуляний и праздников. Но ван Рёйсдал писал зиму во всей ее неприглядности. Так, в работе «Зимний вечер», он беспристрастно изобразил ледяную хватку, которой она держит людей. У них нет шанса на счастье, над скованным льдом пространством сгущаются зловещие черные тучи.
Самой известной картиной Рейсдала считается «Мельница в Вяйке», она прочно входит в тройку картин, которые голландцы считают своими национальными символами. Низкий горизонт, выбранный художником, делает очертания мельницы и других зданий несколько размытыми, и от этого кажется, что они готовы вот-вот растаять в неприветливом, покрытом серыми облаками небе, однако, мельница на фоне предгрозового неба кажется одушевленным персонажем. Рейсдал изобразил реальную мельницу, которая когда-то стояла возле замка Дюрстаде, сейчас это небольшой городок Вейк-бей-Дюрстаде, что на реке Лек. В этом месте с рекой пересекается канал, тут же был в свое время крупнейший речной порт в самом сердце Голландии. Мельницы, которую мы видим на картине, уже, к сожалению, нет, она разрушена.
Художник, вероятно, умер в Амстердаме, 10 марта 1682 г.и похоронен 14 марта 1682 г. в церкви святого Бавона в Харлеме.
Якоб ван Рёйсдал творил более трех десятков лет. За это время он выработал свой собственный, неповторимый стиль. В творениях главенствует природа, а человек — лишь прохожий. Меланхоличное спокойствие лесной чащи, могущество водной стихии — каждая работа вызывает свои эмоции. Картины художника находятся в частных коллекциях и государственных музеях по всему миру.