«Все хорошее так же сложно, как и редко.»
Бенедикт Спиноза известный голландский философ, рационалист, непонятый в свое время, описывается в истории как добрый, тихий и скромный человек. Он пытается по-новому взглянуть на обычные вещи. Как образуется радуга и хорошо ли королю иметь абсолютную власть? Все ли правдиво написано в Библии и чему можно безоговорочно верить? Величайшее откровение философа – Бог и Вселенная одно и тоже явление! Его радикальные взгляды вызывает резкую критику у властьпридержащих и основной труд «Этика» публикуется только после его смерти. Спиноза был первым мыслителем нового времени, который не принадлежал к какой-либо церкви или секте.
Барух (впоследствии называет себя Бенто или Бенедикт) Спиноза родился 24 ноября 1632 года в семье евреев-сефардов (евреи, которые были насильно обращены в христианство, но продолжали тайно исповедовать иудаизм), которые были изгнаны из Португалии и осели в Амстердаме. Еврейская община Амстердама была уникальной для своего времени. В нее входили выходцы из Испании Португалии, Франции, Италии, бежавшие в Амстердам, чтобы избежать преследований и свободно исповедовать религию своих предков. Голландские власти проявляли терпимость к сообществу при условии, что оно не станет причиной скандалов в обществе.
В семье было пятеро детей. Мать умирает, когда Баруху исполняется 6 лет. Отец вплоть до своей смерти был владельцем процветающей фирмы по продаже тропических фруктов. Маленький Барух посещал начальную религиозную школу «Эц Хаим» (дерево жизни), где изучал иврит, Талмуд и другую еврейскую литературу, а также основы еврейского богословия и риторики. Позднее брал уроки латыни. Спиноза говорил на португальском, испанском, нидерландском и немного французском и итальянском языках, владел литературным ивритом. Однако, юноша вскоре восстал против еврейского учения и строгих правил, касающихся молитвы, еды и питья. Его учителя-раввины были крайне обеспокоены таким «кощунственным поведением» молодого Спинозы и, когда ему исполнилось 23 года, Барух был исключен из еврейской общины. Ему не разрешают посещать синагогу и другим евреям строго запрещено с ним общаться и это касается даже его семьи!
После изгнания Спиноза живет в Рейнсбурге, где он написал свои первые философские труды. незавершенный «Трактат об улучшении разума» и единственную работу, написанную на голландском языке «Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье», который впервые был опубликован только в девятнадцатом веке. Почему покинул Амстердам? Большинство историков предполагают, что он устал от своей изоляции еврейской общиной или что он хотел иметь тихое место, где мог бы продолжить свою философскую работу. Сам Спиноза, однако, сообщил, что он уехал из Амстердама, потому что кто-то пытался убить его ножом, когда он выходил из театра. (Он хранил пальто, которое было на нем, разрезанное ножом, всю оставшуюся жизнь.)
Затем он переезжает в Вотбург, а впоследствии в 1660 году в Гаагу и зарабатывает на жизнь огранкой линз для микроскопов, луп и обычных очков. Одним из его заказчиков был известный голландский ученый Христиан Гюйгенс. В 1664 году Спиноза публикует в Гааге «Основы философии Декарта» (единственное сочинение, изданное под собственным именем Спинозы при его жизни) вместе с «Метафизическими размышлениями».
Вне всепоглощающей работы у Спинозы было мало развлечений, однако те немногие, которые были отличались оригинальностью. По словам его раннего биографа, "он собирал пауков и устраивал между ними бои" или, используя увеличительное стекло, "поймав несколько мух, помещал их в паутину и наблюдал с великим удовольствием за следовавшей после этого борьбой, иногда громко смеясь". В письме к другу Спиноза заявил, что "каждый с восхищением и восторгом замечает в животных те самые черты, которые вызывают отвращение и презрение в человеке"
Философ постоянно думает об устройстве мира, пытается объяснить его существование с математической точностью. В своем шедевре «Этика» Спиноза описывает Бога не как «великого человека», управляющего миром, наказывающим и поощряющим людей. Для него Бог – это природа, люди, животные, короче, вся Вселенная! Причиняя вред миру, ты причиняешь вред Богу; причиняя вред другому, ты причиняешь вред себе. Никто не может быть выше или лучше, потому что все являются частицей Бога! «Этика» разработана как геометрическая система, в которой Спиноза оперирует понятиями определений, аксиом и теорем, используя приемы Евклидовой геометрии. Большинство современников его не понимают, за такие мысли можно было угодить на костер инквизиции! Именно поэтому книга будет издана только после смерти философа.
Спиноза размышляет о свободе воли человека. Его тезис: люди не могут принимать решения, ибо у них нет «свободы воли». Тело человека решает, что делать. Если вы хотите пить, то это следует сделать, иначе вы погибните. Важной частью человека является его дух, разум человека способен на великие и ужасные вещи! Он полагал, что единственная цель государства заключается в защите интересов личности с тем, чтобы она могла свободно совершенствовать себя и свои взгляды, используя просвещенный разум.
Спиноза умирает в Гааге 21 февраля 1677 года в возрасте 44 лет от туберкулеза, легкие были повреждены пылью, которая образовывалась при огранке стеклянных линз. Ему, отверженному, нет места на еврейском кладбище! Он был похоронен в Новой церкви в Гааге, но через несколько лет его могила была вскрыта, а кости зарыты в земле за церковью. Только в 1927 году Спиноза получает последнее место упокоения в этой же церкви, на его могиле установлено надгробие. Он не оставил наследников, его немногочисленное имущество распродано на аукционе, в том числе 160 книг, каталог которых сохранился потомкам.
В XIX веке, когда спрос на сувениры, имевшие хоть какое-то отношение к знаменитостям, быстро рос, один амстердамский торговец антиквариатом по имени Корнелиус ван Халевейн продавал линзы, отшлифованные Спинозой, богатым еврейским торговцам, профессорам из Германии и другим коллекционерам. Эти линзы были не очень высокого качества, возможно, что ван Халевейн случайно обнаружил склад, доверху забитый линзами, над которыми Спиноза не закончил работу.
Проницательную оценку работам Спинозы дал немецкий поэт Новалис в конце ХVIII века, который сказал, что философ был «опьяненным Богом». Крайне религиозный, но в то же время полностью рациональный и недогматический характер мысли Спинозы до сих пор ценен и является предметом восхищения философами и поэтами.
В наше время высшая награда голландских учёных это премия имени Спинозы!
Памятник Бенедикту Спинозе в Амстердаме.